Как открыть ИП
Вот что понадобится для регистрации:
- Паспорт и его копия.
- ИНН, если есть.
- Заполненное заявление по форме № 21001.
- Квитанция об оплате госпошлины — 800 рублей. Она не нужна, если вы регистрируетесь в интернете, через нотариуса или МФЦ.
Но прежде чем готовить документы, нужно определиться с тем, как вы будете регистрировать ИП: самостоятельно или через посредника. Можно воспользоваться услугами юриста или специальными сервисами.
Для самостоятельной регистрации нужно подготовить документы, отнести их в налоговую или МФЦ, отправить по почте или через интернет: на сайте налоговой или портале госуслуг.
Для регистрации через посредника нужно выслать ему свои документы, заплатить за работу и ждать, когда налоговая пришлет по электронной почте документы о регистрации.
Расскажу подробно о самостоятельной регистрации. Чтобы зарегистрироваться как ИП, нужно пройти три шага:
- Заполнить заявление.
- Выбрать систему налогообложения.
- Подать документы в налоговую.
У налоговой есть свои требования к заполнению заявления на регистрацию. Например, если заполняете заявление вручную, можно использовать только черные чернила. Номер мобильного телефона должен начинаться с «+7», а стационарного — с «8». Разберем на примере.
На третьей странице нужно указать коды видов деятельности ОКВЭД. По ним налоговая поймет, чем вы занимаетесь. Например, 31.02 — это производство мебели, а 47.78 — продажа солнцезащитных очков и защиты для зрения.
По некоторым видам деятельности могут быть налоговые каникулы. Тогда год или два не придется платить налоги. Налоговые каникулы могут получить новые ИП, которые работают на патенте или УСН в производстве, социальной, научной сфере или оказывают бытовые услуги. Региональные законы устанавливают, какие компании могут получить налоговые каникулы.
В заявлении нужно указать основной и дополнительные коды деятельности. Основной — тот, по которому вы планируете получать больше всего дохода. Дополнительных может быть сколько угодно, но мы рекомендуем ограничиться двумя.
На четвертой странице нужно указать свой контактный телефон и электронную почту. Отметьте, как хотите получить информацию о регистрации ИП: на руки, по почте или через доверенное лицо.
Выбрать систему налогообложения. ИП может работать на общей системе или специальных режимах — УСН, ЕНВД, патенте.
Перейти на УСН можно сразу при регистрации. Для этого нужно заполнить заявление о переходе.
Форма заявления о переходе на упрощенкуPDF, 79 КБ
В заявлении указывают, на каком варианте УСН планируется работать: «Доходы» или «Доходы минус расходы». На «Доходах» выгодно работать предпринимателям, которые занимаются услугами. Если расходы больше 60% от оборота, выгоднее работать по системе «Доходы минус расходы».
Оплатить госпошлину. Госпошлину нужно оплатить, если подаете документы в налоговую самостоятельно. Оплатить можно на сайте налоговой или через свой мобильный банк.
Если подаете документы через сайт налоговой или портал госуслуг, пошлину оплачивать не нужно.
Подать документы на регистрацию ИП можно в отделении налоговой, через МФЦ, по почте или через интернет.
Через отделение налоговой — приходите в налоговую и отдаете инспектору документы и квитанцию об оплате госпошлины.
По почте — отправляете документы заказным письмом с объявленной ценностью и описью.
Через МФЦ — приходите в МФЦ с документами, а оператор сам заполняет заявление, делает копии и отправляет все в налоговую.
Через интернет — документы можно подать через сайт налоговой. Для этого нужна квалифицированная электронная подпись — КЭП. Этот способ разберем подробнее.
Как искать и выбирать проверки
Обычно владелец бизнеса обращается к популярным сервисам, таким как 4service , Profpoint . Там большая структура — бухгалтеры, менеджеры, координаторы. Тайный покупатель регистрируется в системе и получает доступ к проверкам. Оплачивать ничего не нужно, важно только подробно заполнить анкету. Иногда нужно личное фото, обычно для проверок элитных ресторанов или салонов. Я работала неофициально, давала согласие на обработку данных, и всё.
Иногда проверки заказывают и частные лица. Например, в Тюмени я проверяла несколько обувных магазинов, а координировала меня девушка, знакомая с владельцем магазинов. Больше посредников не было.
В крупных сервисах проверки можно выбирать из плана на месяц. Некоторые проверки доступны определённый период. Например, координатор пишет: «С 28 числа проверяем МТС. Будет 20 проверок по 170 ₽, брать не больше 5 штук». Их можно бронировать, а потом в спокойном режиме проводить. Если хорошие отношения с координатором, то он может сразу «забить» тайному покупателю проверки подороже. Например, моя координатор бронировала медклиники, когда узнала, что мне нужно к врачу. Даже легенду придумывать не пришлось.
Если работать с небольшими компаниями или частными лицами, то обычно предлагают 2 – 3 проверки на выбор. Не получится проверять одно заведение несколько раз подряд — продавец может вас запомнить. Но это возможно, когда речь идёт о каких-то крупных компаниях, таких как гипермаркеты с кассирами, кинотеатры, где большой поток людей и вас не узнают.