Компенсация от; авиакомпаний
Самые большие компенсации в размере 400 — 600 евро (до 43 тыс. руб.) можно получить на европейских маршрутах полетов. На этих направлениях авиаперевозчики попадают под действие европейских законов.
Случаи, в которых можно получить компенсацию за задержку рейса
- Отмена рейса авиакомпанией
- Задержка рейса на 3 часа и более
- Опоздание на стыковочный рейс из-за задержки первого рейса
- Отказ в посадке на самолет из-за овербукинга
Случаи, при которых будет сложнее получить компенсацию
- Авиакомпания предупредила об отмене рейса за неделю и ранее
- Задержка или отмена рейса из-за плохих погодных условий
- Согласованные забастовки служб аэропорта
Авиакомпании, чтобы не выплачивать компенсации, часто идут на хитрость. Пассажирам сообщают, что рейс отменен или задержан по уважительным причинам. Представители авиакомпании могут отказаться рассматривать заявки на компенсации.
Чтобы удостовериться, положена ли компенсация в вашем случае, рекомендуем отправить заявку на проверку через онлайн сервис получения компенсаций Compensair. Компенсацию можно получить за рейсы 6 летней давности. Наличие посадочных талонов не обязательно.
Как получить компенсацию за задержанный рейс
Рейс задержали. Что делать?
В России отмена рейсов затрагивает в среднем более тысячи пассажиров каждый день. Такие данные привел AirHelp. Всего же отмена авиарейсов в 2020 году коснулась почти 360 000 россиян. То есть проблема достаточно частая, и столкнуться с ней может любой пассажир. Юристы советуют сразу, как только в аэропорту объявили о задержке, обращаться к работнику авиакомпании за разъяснениями. Сотрудник обязан сообщить причину задержки или отмены рейса, примерное время отправления, если рейс задержан, и держать в курсе всех изменений.
п. 99 Федеральных авиационных правил
Пассажир задержанного рейса может рассчитывать и на денежную выплату. У него есть два пути: отказаться от перелета и вернуть стоимость неиспользованной части билета или требовать компенсации убытков, штрафа и морального вреда.
В первом случае получить деньги можно даже за невозвратный билет, говорит Елена Соплина, ведущий юрист INTELLECT INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × . Для этого нужно поставить отметку в посадочном талоне или получить документ, подтверждающий задержку рейса у сотрудников авиакомпании. А потом вручить (если в аэропорту есть представительство авиакомпании) или направить заявление на вынужденный возврат на сайте перевозчика или по почте. К нему надо приложить документы, подтверждающие задержку рейса.
В большинстве случаев вопрос с возвратом стоимости билета решается оперативно, авиакомпания одобряет сумму и отправляет ее на счет пассажира.
Елена Соплина, ведущий юрист INTELLECT INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря ×
Получить компенсацию
Сложнее обстоят дела с получением компенсации убытков, штрафа и морального вреда, считает Соплина. Как и в случае с возвратом стоимости билета, сначала нужно обратиться в авиакомпанию. Досудебный порядок обязателен, без него исковое заявление могут вернуть или оставить без рассмотрения.
Чем грамотнее будет составлена претензия, тем больше шансов, что компания выплатит компенсацию, считает Ольга Туренко, адвокат АК «Бородин и Партнеры» Бородин и Партнеры Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × . Она советует указать все максимально подробно: свои анкетные и контактные данные, даты покупки билетов, номер рейса, даты вылета, время вылета (плановое и фактическое), сумму, подлежащую компенсации, реквизиты счета, куда нужно перечислить средства. Важно, по словам эксперта, не только перечислить все факты, но и подтвердить их.
Дмитрий Куликов, юрист «А2» Адвокатское бюро «А2» Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × , считает, что лучшим доказательством будет справка о задержке, которую выдает представитель авиакомпании в аэропорту на стойке. Но суд, по его словам, примет во внимание любые документы. Яков Присяжнюк, старший юрист «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × , советует сохранить как можно больше письменных доказательств: билет с отметкой о задержке рейса, посадочные талоны с временем отправления и прибытия рейса, а также все документы, подтверждающие дополнительные расходы. Например, если гостиницу пришлось оплатить за свой счет, нужно приложить чек. Туренко рекомендует сделать скриншоты сообщения о задержке рейса и предоставить их суду. Важно еще приложить к иску копию претензии, направленной в компанию, и копию ответа.
Куликов говорит, что многие авиакомпании платят на стадии претензии, хотя некоторые отказывают, даже когда виноваты: «Они надеются, что пассажир не пойдет в суд». Присяжнюк полагает, что до суда в основном доходят дела, в которых авиаперевозчик, скорее всего, выиграет.
Разный размер компенсации
Размер компенсации будет зависеть о того, какой это был перелет: внутренний или международный. В первом случае применяются нормы Воздушного кодекса, во втором – Монреальская конвенция; в апреле 2017 года Россия ратифицировала ее положения, и с этого времени российские авиапассажиры международных рейсов получили усиленную защиту. Свое регулирование есть и на территории Евросоюза.
Порядок взыскания для международных и внутренних рейсов не имеет принципиальных отличий, считает Туренко. Разве что может понадобиться составить претензию на национальном языке перевозчика.
Если говорить о положениях российских и европейских норм, то они во многом похожи. Ст. 5 кодекса ЕС и ст. 794 ГК, ст. 795 ГК указывают, что авиакомпания виновата в задержке рейса, если:
- экипаж или борт не готов к выполнению рейса;
- допущены ошибки в расписании перелетов;
- пассажиру отказано в посадке (так называемый овербукинг, когда количество проданных на рейс билетов превышает число посадочных мест в самолете);
- перелет отменен из-за нерентабельности.
Присяжнюк продолжает, что национальное и международное право созвучны и в вопросе освобождения перевозчика от ответственности перед пассажиром. Так, по общему правилу, перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержка рейса была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы (ст. 19 Монреальской конвенции, ст. 401 ГК, ст. 120 ВК).
Обстоятельство непреодолимой силы – это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство.
Это обстоятельства, которые перевозчик никак не мог предусмотреть и которые от него не зависят. Например, стихийные бедствия или погодные условия, войны и забастовки, ограничения перелетов по инициативе государства. Закрытие границ из-за пандемии – это тоже обстоятельство непреодолимой силы.
Практика в пользу авиаперевозчиков
Чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства исключают ответственность за задержку рейса. Так, по делу № 2-188/2017 пассажир авиакомпании «Сибирь» пытался взыскать с перевозчика почти 32 000 руб. (материальный ущерб, компенсация морального вреда и штраф за просрочку доставки пассажира). Свои требования он объяснял тем, что вылет самолета задержался почти на девять часов. Из-за этого он опоздал на другой рейс, который должен был доставить его на отдых. В итоге в отель он приехал только спустя сутки и вместо семи дней смог отдохнуть всего шесть. Авиаперевозчик утверждал, что вылет отложился из-за плохих погодных условий. Автозаводский райсуд г. Нижнего Новгорода пришел к выводу, что «неблагоприятные метеорологические условия» – это обстоятельства непреодолимой силы. Первая инстанция решила, что в таком случае перевозчик освобождается от ответственности. В удовлетворении иска пассажира суд отказал. Решение «засилила» и апелляция.
Хотя туман или сильный ветер – серьезные аргументы для судов, опускать руки не стоит, считает Соплина. Истцу она рекомендует выяснить погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома (у всех свои).
Соплина говорит, что авиаперевозчики во избежание ответственности часто ссылаются в суде и на технические акты, якобы подтверждающие неисправность воздушного судна в день задержки рейса. Но техническая неисправность может произойти и по вине перевозчика, к примеру, несвоевременное прохождение технического осмотра судна. Поэтому пассажиру следует внимательно изучать представленные доказательства, в случае необходимости привлекать специалистов или экспертов, уверена Соплина.
Практика в пользу пассажира
Вылет по маршруту Омск-Москва задержался, из-за этого один из пассажиров опоздал на стыковочный рейс до Бордо (Франция). Ему пришлось покупать новые билеты. Убытки (46 000 руб.), компенсацию морального вреда (25 000 руб.), неустойку (177 000 руб.) и штраф он попытался взыскать с «Уральских Авиалиний». Перевозчик настаивал, что рейс задержали, потому что самолет поздно прибыл с предыдущего рейса и на нем устраняли неисправность – снижение уровня гидрожидкости. Но суд отверг эти аргументы: ответчик не доказал, что поломка была серьезной и могла угрожать жизни и здоровью людей. В итоге с авиакомпании в пользу клиента взыскали почти 84 000 руб., в том числе стоимость новых билетов (дело № 2-391/2020, решение вступило в силу).
К похожему выводу пришел Верховный суд Татарстана по делу № 33-6809/2015. Он указал, что суду не представлено бесспорных доказательств технической неисправности самолета и отмены рейса по этой причине. Саратовский областной суд, рассматривая дело № 33-8479/2015, пришел к выводу, что техническую неисправность воздушного судна нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы.
Опытом взыскания компенсации по регламенту ЕС поделился юрист Владимир Мамонтов. В деле № 33-37248/2018 ему удалось отсудить с авиакомпании € 1 600. В 2017 году Мамонтов купил путевку в Грецию на четырех человек. В нее входил перелет из Москвы в Ираклион и обратно. Но в связи с поздним прибытием самолета обратный рейс задержали почти на семь часов. Тогда Мамонтов обратился к ООО «Северный ветер» с претензией: он просил выплатить каждому из пассажиров по €400 (согласно регламенту ЕС за задержку при перелетах на расстояние более 1 400 км в одну сторону). Авиакомпания предложила только компенсацию в размере 175 рублей на каждого пассажира (в соответствии с Воздушным кодексом). А вот суд решил, что семье все-таки положены выплаты по регламенту ЕС. Но в таком случае не подлежат применению нормы закона о защите прав потребителей, то есть нельзя рассчитывать еще на неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Останкинский районный суд Москвы взыскал в пользу каждого члена семьи € 400. Апелляция это решение оставила без изменения.
Подобные споры – редкость, говорит Туренко. По ее словам, практика взыскания компенсации, предусмотренной регламентом ЕС, находится только на стадии формирования. Это касается и выплат компенсаций за задержку международных рейсов.
Пассажиры не обращаются в суды за компенсацией массово, потому нет ничего удивительного в том, что за три с небольшим года (Россия в 2017 году ратифицировала Монреальскую конвенцию) судебная практика лишь начинает формироваться и не является обширной.
Ольга Туренко, адвокат “Бородин и Партнеры” Бородин и Партнеры Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря ×
В целом Туренко признает, что вероятность получить деньги за задержку рейса невелика. Но удачные примеры на практике все же встречаются. Соплина в таких спорах советует уточнить, почему не был предоставлен резервный самолет, осуществляли ли во время задержки рейса взлет и посадку другие воздушные судна, был ли открыт аэродром на прием и отправление самолетов.
Татьяна Мацукова, юрист ЮК «Генезис» Юридическая компания «Генезис» Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря ×
Чтобы самостоятельно получить компенсацию, необходимо:
- Ознакомиться с положением EC261 и проверить, удовлетворяет ли Ваш рейс критериям: время задержки, расстояние между городами, и рассчитать сумму, которую вы можете получить.
- Сформировать претензию в авиакомпанию и направить в соответствующий департамент.
- В случае отказа написать заявление в общество защиты прав потребителей страны вылета.
- В случае нового отказа сформировать иск и обратиться в суд страны вылета.
Денежная компенсация в России
Задержка рейса позволяет получить и денежные выплаты. Неустойка, которую должны будут выплатить российские перевозчики (Победа, Аэрофлот, Уральские Авиалинии и др.) оценивается как 25% от МРОТ за каждый час ожидания. Максимальная сумма – половина цены билета.
Виды задержек, которые позволяют получить компенсацию:
- Если вы ехали на отдых и билет входит в турпакет, вы имеете право на выплату компенсации за неиспользованные дни отдыха. Такую заявку надо подавать в течение 20 дней.
- Если происходит пересадка и из-за переноса текущего рейса пассажир не успевает на следующий. В этом случае авиакомпания должна перевезти его бесплатно. Если места есть только в самолете классом ниже, то авиакомпания компенсирует пассажиру разницу. Если выше, то пассажир ничего не доплачивает.
- Овербукинг. Это тот случай, когда продавец берет на себя большие обязательства, чем он может выполнить. Компании, продающие билеты, предполагают, что часть покупателей откажется от полета, и продают билетов больше, чем количество реальных мест в самолете. Если же все пассажиры являлись к стойке регистрации, части пассажиров предлагают отказаться от полета. Взамен предлагается отель для ожидания следующего рейса, более высокий класс обслуживания, питание. Овербукинг бывает плановый или возникший вследствие разных ситуаций. Например, судно сломалось и взамен предлагается другое судно меньшей вместимости.
Сколько и когда мне вернули
Отмененный рейс Венеция — Париж входит в первую категорию — до 1500 км, поэтому мне предложили компенсацию в 250 € либо 350 € ваучером.
С момента заполнения формы до получения денег прошло полтора месяца: авиакомпания отвечала медленно из-за перегруженности заявками. С переводом «Эйр-франс» не торопилась, пришлось написать им еще раз. Наш диалог оставался в пределах моей первой заявки. Как только я напомнила о компенсации, деньги пришли на счет в течение пары часов.
я сэкономила благодаря забастовке авиакомпании
Деньги пришли на мою банковскую карту в рублях по текущему курсу — 18 082 Р . Билеты из Венеции в Хельсинки обошлись мне в 6279 Р . Несложно подсчитать, сколько я сэкономила благодаря забастовке авиакомпании:
18 082 − 6279 = 11 803 Р
Билеты полностью окупились, и, более того, сумма компенсации покрыла расходы на просекко и чикетти у каналов Венеции во время отпуска.
Дорогие клиенты!
В соответствии с Указом Мэра Москвы №62-УМ от 21.10.2021 в ERV приняли меры повышенной безопасности, поэтому с 28 октября 2021 по 07 ноября 2021 года Вы можете направить нам документы на выплату по почте.
Подробную инструкцию Вы найдете по ссылке.
Для удобства установлен комфортный срок подачи заявлений, обратиться за выплатой в ERV можно в течение 2 лет с даты страхового события.
Офис ERV работает в штатном режиме, но, учитывая обстановку в мире и в Москве, мы искренне рекомендуем Вам минимизировать личные контакты. Отправляйте документы по почте.
Если Вы находитесь в поездке и Вам требуется медицинская помощь, свяжитесь с нашим Сервисным Центром по номерам телефонов, указанным в Вашем полисе.
3. Полезные сервисы
Несколько полезных сервисов, которые помогают взыскать компенсацию с авиакомпаний:
- Compensair — работает по рейсам европейских авиакомпаний и по рейсам любых авиакомпаний с вылетом из стран ЕС
Сервисы условно бесплатны: комиссия 25% от суммы полученной компенсации берется только в случае, если удалось добиться выплаты от авиакомпании.
Запомните
Что делать, если задержали или отменили рейс:
- Компенсация за овербукинг, задержку и отмену рейса выплачивается только при определенных условиях
- В России правила распространяются только на регулярные рейсы; в Европе — и на регулярные, и на чартерные
- Можно вести переговоры с авиакомпанией самостоятельно, а можно обратиться за помощью в Compensair. Во втором случае шансы будут больше и ваше участие не потребуется, но сервис возьмет 25% комиссии.