4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как получить компенсацию за задержанный рейс

Как получить компенсацию за задержанный рейс

Рейс задержали. Что делать?

В России отмена рейсов затрагивает в среднем более тысячи пассажиров каждый день. Такие данные привел AirHelp. Всего же отмена авиарейсов в 2020 году коснулась почти 360 000 россиян. То есть проблема достаточно частая, и столкнуться с ней может любой пассажир. Юристы советуют сразу, как только в аэропорту объявили о задержке, обращаться к работнику авиакомпании за разъяснениями. Сотрудник обязан сообщить причину задержки или отмены рейса, примерное время отправления, если рейс задержан, и держать в курсе всех изменений.

п. 99 Федеральных авиационных правил

Пассажир задержанного рейса может рассчитывать и на денежную выплату. У него есть два пути: отказаться от перелета и вернуть стоимость неиспользованной части билета или требовать компенсации убытков, штрафа и морального вреда.

В первом случае получить деньги можно даже за невозвратный билет, говорит Елена Соплина, ведущий юрист INTELLECT INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × . Для этого нужно поставить отметку в посадочном талоне или получить документ, подтверждающий задержку рейса у сотрудников авиакомпании. А потом вручить (если в аэропорту есть представительство авиакомпании) или направить заявление на вынужденный возврат на сайте перевозчика или по почте. К нему надо приложить документы, подтверждающие задержку рейса.

В большинстве случаев вопрос с возвратом стоимости билета решается оперативно, авиакомпания одобряет сумму и отправляет ее на счет пассажира.

Елена Соплина, ведущий юрист INTELLECT INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря ×

Получить компенсацию

Сложнее обстоят дела с получением компенсации убытков, штрафа и морального вреда, считает Соплина. Как и в случае с возвратом стоимости билета, сначала нужно обратиться в авиакомпанию. Досудебный порядок обязателен, без него исковое заявление могут вернуть или оставить без рассмотрения.

Чем грамотнее будет составлена претензия, тем больше шансов, что компания выплатит компенсацию, считает Ольга Туренко, адвокат АК «Бородин и Партнеры» Бородин и Партнеры Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × . Она советует указать все максимально подробно: свои анкетные и контактные данные, даты покупки билетов, номер рейса, даты вылета, время вылета (плановое и фактическое), сумму, подлежащую компенсации, реквизиты счета, куда нужно перечислить средства. Важно, по словам эксперта, не только перечислить все факты, но и подтвердить их.

Дмитрий Куликов, юрист «А2» Адвокатское бюро «А2» Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × , считает, что лучшим доказательством будет справка о задержке, которую выдает представитель авиакомпании в аэропорту на стойке. Но суд, по его словам, примет во внимание любые документы. Яков Присяжнюк, старший юрист «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря × , советует сохранить как можно больше письменных доказательств: билет с отметкой о задержке рейса, посадочные талоны с временем отправления и прибытия рейса, а также все документы, подтверждающие дополнительные расходы. Например, если гостиницу пришлось оплатить за свой счет, нужно приложить чек. Туренко рекомендует сделать скриншоты сообщения о задержке рейса и предоставить их суду. Важно еще приложить к иску копию претензии, направленной в компанию, и копию ответа.

Куликов говорит, что многие авиакомпании платят на стадии претензии, хотя некоторые отказывают, даже когда виноваты: «Они надеются, что пассажир не пойдет в суд». Присяжнюк полагает, что до суда в основном доходят дела, в которых авиаперевозчик, скорее всего, выиграет.

Разный размер компенсации

Размер компенсации будет зависеть о того, какой это был перелет: внутренний или международный. В первом случае применяются нормы Воздушного кодекса, во втором – Монреальская конвенция; в апреле 2017 года Россия ратифицировала ее положения, и с этого времени российские авиапассажиры международных рейсов получили усиленную защиту. Свое регулирование есть и на территории Евросоюза.

Порядок взыскания для международных и внутренних рейсов не имеет принципиальных отличий, считает Туренко. Разве что может понадобиться составить претензию на национальном языке перевозчика.

Если говорить о положениях российских и европейских норм, то они во многом похожи. Ст. 5 кодекса ЕС и ст. 794 ГК, ст. 795 ГК указывают, что авиакомпания виновата в задержке рейса, если:

  • экипаж или борт не готов к выполнению рейса;
  • допущены ошибки в расписании перелетов;
  • пассажиру отказано в посадке (так называемый овербукинг, когда количество проданных на рейс билетов превышает число посадочных мест в самолете);
  • перелет отменен из-за нерентабельности.
Читать еще:  Как построить дом на потребительские кредиты

Присяжнюк продолжает, что национальное и международное право созвучны и в вопросе освобождения перевозчика от ответственности перед пассажиром. Так, по общему правилу, перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержка рейса была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы (ст. 19 Монреальской конвенции, ст. 401 ГК, ст. 120 ВК).

Обстоятельство непреодолимой силы – это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство.

Это обстоятельства, которые перевозчик никак не мог предусмотреть и которые от него не зависят. Например, стихийные бедствия или погодные условия, войны и забастовки, ограничения перелетов по инициативе государства. Закрытие границ из-за пандемии – это тоже обстоятельство непреодолимой силы.

Практика в пользу авиаперевозчиков

Чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства исключают ответственность за задержку рейса. Так, по делу № 2-188/2017 пассажир авиакомпании «Сибирь» пытался взыскать с перевозчика почти 32 000 руб. (материальный ущерб, компенсация морального вреда и штраф за просрочку доставки пассажира). Свои требования он объяснял тем, что вылет самолета задержался почти на девять часов. Из-за этого он опоздал на другой рейс, который должен был доставить его на отдых. В итоге в отель он приехал только спустя сутки и вместо семи дней смог отдохнуть всего шесть. Авиаперевозчик утверждал, что вылет отложился из-за плохих погодных условий. Автозаводский райсуд г. Нижнего Новгорода пришел к выводу, что «неблагоприятные метеорологические условия» – это обстоятельства непреодолимой силы. Первая инстанция решила, что в таком случае перевозчик освобождается от ответственности. В удовлетворении иска пассажира суд отказал. Решение «засилила» и апелляция.

Хотя туман или сильный ветер – серьезные аргументы для судов, опускать руки не стоит, считает Соплина. Истцу она рекомендует выяснить погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома (у всех свои).

Соплина говорит, что авиаперевозчики во избежание ответственности часто ссылаются в суде и на технические акты, якобы подтверждающие неисправность воздушного судна в день задержки рейса. Но техническая неисправность может произойти и по вине перевозчика, к примеру, несвоевременное прохождение технического осмотра судна. Поэтому пассажиру следует внимательно изучать представленные доказательства, в случае необходимости привлекать специалистов или экспертов, уверена Соплина.

Практика в пользу пассажира

Вылет по маршруту Омск-Москва задержался, из-за этого один из пассажиров опоздал на стыковочный рейс до Бордо (Франция). Ему пришлось покупать новые билеты. Убытки (46 000 руб.), компенсацию морального вреда (25 000 руб.), неустойку (177 000 руб.) и штраф он попытался взыскать с «Уральских Авиалиний». Перевозчик настаивал, что рейс задержали, потому что самолет поздно прибыл с предыдущего рейса и на нем устраняли неисправность – снижение уровня гидрожидкости. Но суд отверг эти аргументы: ответчик не доказал, что поломка была серьезной и могла угрожать жизни и здоровью людей. В итоге с авиакомпании в пользу клиента взыскали почти 84 000 руб., в том числе стоимость новых билетов (дело № 2-391/2020, решение вступило в силу).

К похожему выводу пришел Верховный суд Татарстана по делу № 33-6809/2015. Он указал, что суду не представлено бесспорных доказательств технической неисправности самолета и отмены рейса по этой причине. Саратовский областной суд, рассматривая дело № 33-8479/2015, пришел к выводу, что техническую неисправность воздушного судна нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы.

Опытом взыскания компенсации по регламенту ЕС поделился юрист Владимир Мамонтов. В деле № 33-37248/2018 ему удалось отсудить с авиакомпании € 1 600. В 2017 году Мамонтов купил путевку в Грецию на четырех человек. В нее входил перелет из Москвы в Ираклион и обратно. Но в связи с поздним прибытием самолета обратный рейс задержали почти на семь часов. Тогда Мамонтов обратился к ООО «Северный ветер» с претензией: он просил выплатить каждому из пассажиров по €400 (согласно регламенту ЕС за задержку при перелетах на расстояние более 1 400 км в одну сторону). Авиакомпания предложила только компенсацию в размере 175 рублей на каждого пассажира (в соответствии с Воздушным кодексом). А вот суд решил, что семье все-таки положены выплаты по регламенту ЕС. Но в таком случае не подлежат применению нормы закона о защите прав потребителей, то есть нельзя рассчитывать еще на неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Останкинский районный суд Москвы взыскал в пользу каждого члена семьи € 400. Апелляция это решение оставила без изменения.

Читать еще:  5 принципов обеспеченных людей, которые стоит взять на заметку

Подобные споры – редкость, говорит Туренко. По ее словам, практика взыскания компенсации, предусмотренной регламентом ЕС, находится только на стадии формирования. Это касается и выплат компенсаций за задержку международных рейсов.

Пассажиры не обращаются в суды за компенсацией массово, потому нет ничего удивительного в том, что за три с небольшим года (Россия в 2017 году ратифицировала Монреальскую конвенцию) судебная практика лишь начинает формироваться и не является обширной.

Ольга Туренко, адвокат «Бородин и Партнеры» Бородин и Партнеры Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря ×

В целом Туренко признает, что вероятность получить деньги за задержку рейса невелика. Но удачные примеры на практике все же встречаются. Соплина в таких спорах советует уточнить, почему не был предоставлен резервный самолет, осуществляли ли во время задержки рейса взлет и посадку другие воздушные судна, был ли открыт аэродром на прием и отправление самолетов.

Татьяна Мацукова, юрист ЮК «Генезис» Юридическая компания «Генезис» Результаты рейтинга «Право-300» будут доступны после 2-го декабря ×

Компенсация при внутренней перевозке (по России)

В этом случае размер компенсации установлен ст. 120 Воздушного кодекса РФ и составляет 25 % от МРОТ за каждый час задержки рейса, но не более 50 % от стоимости билета.

Чтобы получить компенсацию вам необходимо в течение 6 месяцев со дня задержки рейса обратиться в авиакомпанию с письменной претензией (п. 4 ст. 124, пп. 4 п. 1 ст. 126 ВК РФ), в которой надо указать следующее:

  • наименование перевозчика (юридического лица), фирменное название авиакомпании, ваши Ф.И.О., адрес проживания, контактный телефон, электронный адрес;
  • суть ситуации (номер рейса, город и аэропорт вылета, указанное в билете время вылета, фактическое время вылета, количество часов задержки);
  • требование о выплате компенсации и размер с расчетом (со ссылкой на ст. 120 ВК РФ);
  • перечень приложенных документов (копии авиабилета, посадочного талона, справки о задержке рейса);
  • ваша подпись, Ф.И.О. и дата.

Вручить претензию можно непосредственно в офисе (представительстве) авиакомпании, потребовав поставить на вашем экземпляре отметку о вручении и печать организации-перевозчика. При отказе от подписи отправьте еще один экземпляр по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Задержка рейсов по вине авиакомпании или пассажира

Если человек не смог вылететь в соответствии с графиком, то авиаоператору положен штраф за задержку рейса.

Самые распространенные случаи:

  1. Компания продала больше билетов, чем мест на борту. Это могло случиться из-за ошибки оператора или компьютерной системы. К тому же многие операторы специально выбрасывают в продажу больше билетов, чтобы подстраховаться.
  2. Путаница в расписании рейсов или пассажиру оформили билет не на тот авиаперелет.
  3. Экипаж не смог выйти в рейс по неуважительным обстоятельствам.
  4. Форс-мажоры и независящие от компании и пассажиров причины.
  5. Авиаоператор сам внезапно отменяет рейс, потому что было продано мало билетов. Самолет невыгодно выпускать в рейс с полупустым салоном.

Размер штрафа и обстоятельства выплат зависят от ситуации. Статистика такова, что часто покупатель билета виновен в том, что пропустил свой вылет. Самые распространенные ситуации:

  1. Нелетная погода, которая может стать причиной катастрофы и навредить здоровью пассажиров.
  2. Терроризм.
  3. Вспыхнувшие эпидемии.
  4. Военные действия или другие события, вызывающие опасность.
  5. Воздушное судно, на котором должен был проходить полет, неисправно.

На заметку. Чаще всего рейс переносят на более удобное время, которое согласовывается с пассажирами. Если оператор невиновен в задержке, то выплаты денежных средств в 2021 году не предусмотрены.

Введите данные вашего рейса в форме ниже и проверьте в режиме онлайн, положена ли вам компенсация.

  1. Подписанная форма согласия на представление интересов.
  2. Информация о рейсе и номер билета/бронирования.
  3. Копия удостоверения личности, на которое был оформлен билет (в некоторых случаях при возникновении спорных ситуаций).

Комиссию сервис возьмёт только за результат, точнее вычтет из вашей компенсации в размере 25%. Вы получите ваши средства уже за вычетом комиссии. Но если авиакомпания ничего не заплатит, вам не придётся платить за услуги compensair.com.

Желаем вам выгодных и спокойных путешествий!

Как себя развлечь, не покидая аэропорта

Прогуляйтесь по авиагавани. Особенно, если вы здесь впервые. Зачастую в аэропортах можно увидеть такие достопримечательности или арт-объекты, которые не встретишь больше нигде.

Например, в аэропорту Сингапура «Чанги» вас ждут сады бабочек, кактусов, лилий, кинотеатры, мастерские, где можно научиться искусству гравюры по дереву, и бассейн на крыше с видом на взлётно-посадочную полосу. Посмотреть на посадку и взлёт лайнеров можно на смотровой площадке аэропорта «Схипхол» в Амстердаме, а в Сан-Франциско — прокатиться по зданию авиакомплекса на мини-поезде. В Мюнхене работает музей раритетных самолётов, а в Гонконге на симуляторах учат управлять самолётами. А в нашем родном Шереметьево есть прекрасный музей истории, где легко можно скоротать часок.

Читать еще:  Хайфа: сколько стоит переезд и жизнь в Израиле

Если хочется комфорта и тишины, то отправляйтесь в бизнес-зал. Если летите бизнес-классом или являетесь участником какой-нибудь премиальной программы, то отправляйтесь туда сразу, не задумываясь. Если нет, решайте сами, но знайте, что в лаунже вас ждут мягкие диваны или кресла, телевизор, хороший Wi-Fi, еда и напитки без ограничений и так далее. Попасть в залы ожидания повышенной комфортности можно и просто за деньги, — цены от аэропорта к аэропорту разнятся — но при длительной задержке это всё равно может быть сильно выгодней, чем сидеть в кафе.

В Шереметьево за три часа в лаунже с пассажира попросят 3,5 тысяч рублей, шесть часов в бизнес-зале Домодедово обойдутся в 3,7 тысяч рублей (билеты продают на стойке лаунжа), а пять часов во Внуково — в 2,9 тысяч. Для детей до 12 лет, как правило, предоставляется 50% скидка, а тех, кому ещё нет двух, пускают бесплатно.

Права пассажиров при задержке рейса

Все, что пассажиры должны получить от представителей компании-организатора тура или перевозчика, прописано в авиационных правилах РФ. При изменении расписания рейса пассажирам обязаны бесплатно предоставить:

  1. Комнату матери и ребенка, если взрослые летят с ребенком до 7 лет. Отдельное помещение обеспечивается при задержке вылета на любое время, даже всего на 15 минут.
  2. Вылет перенесли на 2 часа – должны предоставить прохладительные или согревающие напитки и связь. Каждому пассажиру полагается 2 бесплатных телефонных звонка или возможность отправить 2 электронных письма.
  3. При необходимости обеспечить сохранность багажа.
  4. Горячее питание предоставляется при задержке рейса на 4 часа. В дальнейшем ответственная сторона должна обеспечивать питанием пассажиров в дневное время каждые 6 часов и в ночное – каждые 8 часов.
  5. Если вылет откладывается на 6 и более часов ночью, всем полагается ночлег. Размещение в гостинице и трансфер оплачивает виновная сторона. Днем для предоставления номера в отеле нужна задержка вылета в 8 часов.

Случаи, когда сотрудники отказываются выполнять свои обязанности, возникают часто. В таких ситуациях возникает необходимость составлять претензии перевозчику.

Заполните заявление о наступлении страхового случая:

  • Заявление о возмещении расходов
  • Заявление о возмещении расходов(пример)

Для заполнения заявления о возмещении расходов Вам необходимо скачать бланк и заполнить его (например, с помощью бесплатной программы Adobe Acrobat Reader) или распечатать и заполнить его вручную.

Пожалуйста, не скрепляйте документы степлером, не проклеивайте и не сшивайте их. Эта просьба не относится к нотариально заверенным копиям документов.

Турдоговоры в большинстве являются договорами присоединения. То есть турфирма чаще всего предлагает клиентам уже сформированный пакет (трансфер+проживание), а сами услуги фактически оказываются перевозчиком и отелем, а не турфирмой. Вместе с тем, согласно статье 17 Закона о туризме Республики Беларусь, это не освобождает турфирму от ответственности за неоказание или ненадлежащее оказание услуг третьими лицами. Это значит, что турфирма несет ответственность за действия каждого, кто по ее поручению оказывает услуги туристу.

Если фирма нарушила сроки или отдельные этапы оказания услуги, турист может:

  • Назначить турфирме новый срок для исполнения услуги;
  • Поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать возмещения понесенных расходов;
  • Потребовать уменьшения установленной цены за оказание услуги;
  • Расторгнуть договор.

Все это может быть реализовано при несвоевременном заселении в отель, срыве экскурсии и так далее.

Если в связи с нарушением сроков оказания услуги вы понесли какие-либо убытки, можете смело требовать полного их возмещения.

Если же оказанная услуга оказывается более низкого качества, чем прописано в договоре, вы можете потребовать:

  • безвозмездно устранить недостатки;
  • уменьшить цену оказанной услуги;
  • оказать услугу повторно на безвозмездной основе;
  • возместить расходы по устранению недостатков своими силами.

Даже если все ваши просьбы удовлетворены, вы можете требовать неустойку за нарушение срока оказания услуги. Она составляет 1% цены услуги за каждый день просрочки. Например, если вы договаривались о номере с сейфом, феном и утюгом, а вам предоставили номер без всего этого, вы можете требовать возместить стоимость аренды всего необходимого + неустойку за каждый день, проведенный без сейфа, фена и утюга.

Путешествуйте чаще – и знайте свои права. Это поможет сэкономить и избежать многих неприятностей.

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector