0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Советы по созданию подводных фотографий

Водонепроницаемый чехол или камера

Существуют специальные камеры для подводной съемки, но намного вероятнее, что вы захотите использовать уже имеющееся оборудование. В таком случае основная задача – сохранить его сухим и невредимым.

Водонепроницаемые корпусы есть как для зеркалок, так и для смартфонов. Некоторые модели устройств помечаются производителями как водостойкие. Важно отметить, что водостойкий не означает водонепроницаемый. Вы должны внимательно прочитать о своем конкретном устройстве. Оно может быть защищено только от брызг и в таком случае погружение под воду станет фатальным.

Почитайте отзывы перед тем, как гнаться за брендом и покупайте в проверенных магазинах. Если вы полагаетесь на что-то, что должно защитить камеру стоимостью в несколько тысяч долларов, нужно убедиться в его надежности.

Освещение

При съемке под водой придется столкнуться с некоторыми проблемами освещения. Использование встроенной вспышки может помочь, но в таком случае камера захватит все виды мелких частичек, плавающих в воде. Это называется обратным рассеянием.

Его можно избежать, расположив вспышку или строб-вспышку немного дальше от камеры и субъекта.

Естественное освещение – всегда лучший вариант и многие фотографы рекомендуют снимать возле поверхности воды, если это возможно, получив при этом максимум рассеянного света.

Безопасное окружение

Не важно, находитесь вы в бассейне или в открытых водах, нужно быть уверенным, что окружение безопасно для вас и всех субъектов съемки.

Если вы не очень хорошо плаваете, глубоководные места точно не подойдут. Меняющееся течение и перепады температуры могут стать рискованными факторами. Не стоит подвергать себя опасности.

Если вам действительно хочется попробовать снимать в открытых водах, не отправляйтесь в одиночку. Разумно взять с собой друга, который хорошо плавает. Еще лучше, если он знает основы водной безопасности. Он будет следить за окружающей обстановкой и позволит сконцентрироваться на процессе съемки.

Само собой разумеется, что вы должны обращать внимание на происходящее вокруг. Не забывайте о таких вещах, как скользкие камни или окружающая живность, которая может рассматривать вас как легкий перекус.

Как снимать подводный мир: советы от фотографа Виктора Лягушкина

Виктор Лягушкин — известный подводный фотограф и амбассадор Nikon, чьи работы публиковались в журналах Daily Mail, Time, Stern, National Geographic и других. Мы попросили Виктора, победителя множества международных фотоконкурсов и автора книг и документальных фильмов о подводной съёмке, рассказать об особенностях этого жанра.

Подводная съёмка начинается с подготовки

В подводной съёмке подготовка важна больше, чем в любом другом жанре. Нельзя надеяться на удачу: перед погружением нужно чётко представлять, что ты хочешь снять, как это должно выглядеть в результате, какие настройки техники будут использоваться. В воде снимать намного труднее, чем на поверхности, хотя бы потому, что запас воздуха ограничен и нет времени делать много дублей. Особенно, если в съёмке участвует модель, которая находится под водой без снаряжения. Например, фотосессия проекта «Принцесса китов» в Белом море с чемпионкой мира по фридайвингу Натальей Овсеенко заняла у нас меньше 12 минут, а подготовка длилась 2 месяца. Конечно, у фотографа обязательно должны быть отличные дайверские навыки: прежде чем погрузиться вместе с камерой, нужно хотя бы 100 раз нырнуть без неё, чтобы уверенно чувствовать себя под водой.

Nikon D200, AF DX Fisheye-NIKKOR 10.5mm f/2.8G ED

Вода — мутный голубой фильтр

Физические свойства воды совсем не такие, как у воздуха, соответственно, и съёмка в этих условиях очень специфична.

Во-первых, вода в тысячу раз менее прозрачна, чем воздух, и в 770 раз плотнее. А если она ещё и мутная, то есть с большим количеством примесей — микроорганизмов, неорганических частиц — видимость и вовсе может стремиться к нулю. Во-вторых, на глубине исчезают цвета — по одной составляющей спектра на каждые 8 метров. То есть сначала пропадают красные оттенки (вспомним поговорку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»), потом оранжевые, жёлтые и так далее, пока не останется только сине-фиолетовый. В-третьих, коэффициент преломления у воды в 1,3 раза больше, чем у воздуха. Из-за этого все объекты визуально увеличиваются в размерах и кажутся расположенными на треть ближе, чем есть на самом деле.

Читать еще:  Шанхай: стоимость переезда и жизни в Китае

Nikon D750, AF-S FISHEYE NIKKOR 8–15mm f/3.5–4.5E ED

Технические приёмы подводной съёмки: свет

Как же фотографу справиться с трудностями съёмки под водой? Если фотосессия проходит на маленькой глубине и вода достаточно прозрачная, можно довольствоваться естественным светом, тем более что современные зеркальные камеры обладают широким динамическим диапазоном. Время съёмки зависит от того, какой световой рисунок хочет создать фотограф: в течение дня лучи проникают под воду под разными углами. Например, для съёмок каньонов Грузии мне понадобилось около недели, чтобы определить, когда именно солнце даёт нужный рисунок. Если же фотограф опускается на 10 метров и глубже, без искусственного освещения не обойтись. Именно оно способно вернуть кораллам, водорослям и морским обитателям привычные цвета или хотя бы чёткие силуэты. Дополнительными источниками света выступают вспышки и фонари, в последнее время набирает популярность видеосвет. Я обычно использую от 5 до 11 искусственных источников света одновременно.

Nikon D3X, AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D

Технические приёмы подводной съёмки: фокусные расстояния

Поскольку в воде все предметы кажутся больше, чем есть на самом деле, и видимость может опускаться до нуля, главный совет для фотографа прост: подойти как можно ближе к объекту съёмки. И, конечно, использовать широкоугольные объективы. 90% подводных фотографий в мире делаются на объективы Fisheye, которые дают максимальный угол обзора — до 180 градусов. При этом «фишаи» искажают пропорции, поэтому снимать портреты и некрупные объекты (например, небольших рыб) ими не рекомендуется. В качестве подводного портретника я использую AF-S NIKKOR 20mm f/1.8G ED и другие широкоугольные фиксированные светосильные объективы. Для макросъёмки мелких объектов — например, криля — отлично подходят AF-S VR MICRO-NIKKOR 105mm f/2.8G IF-ED и AF Micro-Nikkor 200mm f/4D IF-ED.

Стоит также иметь в виду, что подводный мир многие люди никогда вживую не видели, поэтому не представляют его размеров. Хорошо, когда на фоне ландшафта видна фигура дайвера: она выступает в роли «линейки».

Nikon D750, AF-S NIKKOR 16-35mm f/4G ED VR

Оборудование для подводной съёмки: защитные боксы и порты

Я, как и большинство профессиональных подводных фотографов, снимаю в основном зеркальными камерами, помещёнными в защитные цельнометаллические боксы. Они позволяют использовать весь функционал устройств, любые совместимые объективы, выдерживают глубину до 60 метров и не протекают, в отличие от более дешёвых гермопакетов. Последние можно рассматривать как экономвариант, но вероятность протечки у них намного выше, максимальная глубина погружения — всего 10 метров, к тому же управлять камерой приходится через целлофан, а это неудобно. Ещё одно существенное преимущество боксов — к ним можно подключить сколько угодно вспышек. Что касается объективов, то «фишаи» и широкоугольники традиционно упаковываются в сферические порты, которые представляют собой полусферу либо сегмент сферы. Кривизна стекла нивелирует коэффициент преломления воды и эффект «приближения» объектов. Для макрообъективов используются порты с плоским оптическим стеклом.

Готовый к транспортировке на место погружения набор техники Виктора Лягушкина

В среднем набор оборудования для профессиональной подводной съёмки обходится в несколько раз дороже обычного «наземного». Но и сделанные кадры отличаются кардинально: подводная съёмка даёт фотографам возможность заглянуть в неизведанные уголки мира и почувствовать себя первопроходцем. Открыть миру нечто принципиально новое — в этом и заключается смысл подводной фотографии.

Как проходит съемка в подводной фотостудии

Меня зовут Мира Лисичкина, и я хочу поделиться с вами особенностями получения подводных фотографий в студии. Я являюсь подводной моделью, поэтому помимо общей информации будет больше советов именно моделям и тем, кто планирует сниматься под водой, хотя опыт съемки видео под водой у меня тоже имеется.


Я снимаю видео под водой в бассейне.

Чтобы получить красивые подводные фотографии, мне пришлось учиться плавать, нырять, задерживать дыхание, держать лицо и многому другому. Для получения красивого кадра надо уметь красиво позировать и хорошо держаться на камеру, а в случае с подводными фотографиями – это и еще умение «чувствовать себя в воде как рыба».


Фотограф Максим Сеничев, аш2ноль.

Какие навыки необходимы модели для подводной фотосессии:

  1. Нырять (в подводных студиях бывают грузики, чтобы модели было проще нырнуть, если она не умеет – заранее уточняйте в студии их наличие или берите с собой).
  2. Плавать (в подводных студиях не обязательно, так как глубина не большая, а вот на море умение плавать пригодится).
  3. Открывать глаза под водой.
  4. Позировать (здесь же работа с платьем, тканями, реквизитом, мимика, жесты, работа с волосами – это тоже отдельное умение).
Читать еще:  Как перестать покупать ненужные вещи и тратить деньги впустую

Фотограф Алексей Тарасов, аш2ноль.

Наиболее распространенные ошибки моделей в подводной съемке:

  1. Завышают уровень своих навыков до съемки – часто пишут, что умеют нырять, но на съемке оказывается, что не умеют открывать глаза, а нырнуть могут лишь на 1 секунду. Поэтому, фотографы, когда договариваетесь о съемке, узнавайте подробнее, как именно модель умеет плавать, и что конкретно она может под водой.
  2. Надувают щеки. Это ошибка очень многих людей, причем даже тех, кто занимается плаванием. Нужно уметь расслаблять лицо. В подводных студиях снимают «НА ВЫДОХЕ», а не на вдохе – это помогает модели, во-первых, не сильно надувать щеки, а, во-вторых, дольше находиться под водой.
    Здесь могу подсказать одно из упражнений для того, чтобы научиться «держать лицо под водой». Нам нужна емкость с водой, куда можно опустить голову, (ванная, тазик) и зеркало. Кладем на дно зеркало, наливаем воду, погружаем голову, пытаемся смотреть на свое отражение и держать мимику, прорабатывая разные выражения лица.
  3. Пытаются слишком долго сидеть под водой – как следствие, напряженное лицо и пр. Не обязательно сидеть долго под водой для красивого кадра. Можно нырнуть на пару секунд, замереть (в заранее обдуманной позе) и вынырнуть.
  4. Торопятся – ныряют, еще не успев отдохнуть или не настроившись (не продумав позу и т.д.)
  5. Слишком быстро двигаются под водой –для фото это недопустимо, так как фотограф должен успеть поймать кадр, а это и так не просто, ведь даже когда модель замирает, она все равно движется, например, всплывает. Для видео это правило не действует, в видео можно двигаться быстро.
  6. При выныривании часто портят макияж. На съемке забудьте про привычку поправлять волосы, когда вынырнули (этим самым вы только размажете свой макияж по лицу волосами). В идеале надо научиться выныривать с уже убранными с лица волосами. Некоторые модели имеют привычку протирать глаза, когда вынырнули – этого тоже делать нельзя. Основное правило: руки от лица подальше, чтобы ничего не испортить.
    Если вам не хватает воздуха, можно вынырнуть как есть (с волосами на лице и т.п.), но ничего не трогать! Сделать пару вздохов, нырнуть, под водой аккуратно поправить волосы (они там «отлипают» от тела, и меньше вероятности, что вы что-то размажете) и выныривать.

В интернете также можно найти множество упражнений на задержку дыхания, как научиться нырять и т.д. Их я описывать не буду.


С фотографом Алексеем Тарасовым в бассейне.

Многие мечтают получить красивые подводные фотографии, но порой нет денег на хороший бокс для камеры или не позволяет погода, климат, география. Что делать? Забыть про мечту? Конечно, нет!

Получить желаемые кадры можно в подводных фотостудиях.

Давайте разберем с вами плюсы и минусы съемки в подводной фотостудии, и чем она отличается от обычной подводной съемки.

КритерийФотостудияБассейнВодоем (море, океан, озеро)
ЦенаОколо 7 тысяч р/часВ каждом городе свои цены, но приблизительно 500 р/часБесплатно
Наличие бокса для камерыНе нужен, т.к. съемка идет «через стекло»: фотограф при этом на суше, модель под водой.Нужен боксНужен бокс
Наличие дополнительного оборудования (фонари, стабилизаторы)Не нужно, т.к. студии оборудованы специально для съемки и, как правило, все необходимое там уже есть (возможно, что-то нужно арендовать за доп.стоимость)Важно наличие собственного инвентаря для съемкиВажно наличие собственного инвентаря для съемки
Температура водыТеплая, модель не замерзает на съемкеЧуть попрохладней, чем в фотостудии, но приемлемаяЗависит от погодных условий
Прозрачность водыПрозрачнаяПрозрачная (но в некоторых бассейнах может быть чуть-чуть мутновата или с пузыриками, особенно если проходит тренировка с аквалангами).В основном мутная или зависит от места и погоды
Чистота воды (обеззараживание и пр.)Сильная обработка водыСильная обработка водыПриродная среда.
Нужна ли модели медицинская справкаНетДаНет
Возможность разговаривать с моделью при съемкеВ некоторых студиях естьНетНет
ГлубинаОбычно небольшая (около 150 см)Разная (и глубокие, и не очень)Разная

Из интересных особенностей съемки в подводной студии: во многих студиях есть система звука под водой, благодаря чему модель хорошо слышит вас под водой. Фотографы в микрофон говорят модели во время съемки, как ей позировать, что делать, куда смотреть, и она вас слышит, не выныривая.

Также из таблицы понятно, что для того чтобы снимать в фотостудии, фотографу не обязательно уметь плавать, так как он снимает на суше через стекло.

Читать еще:  Как сэкономить во время путешествия в Париж

Из маленьких хитростей, которые я использовала в своем опыте: так как аренда подводной фотостудии не из дешевых, то мы собирались по несколько человек (моделей и фотографов) и делили аренду студии на всех (времени на фото требуется меньше, так как по большей части удачный кадр зависит от умения модели держаться под водой).

Важно понимать, что в фотостудии фон в основном нейтральный (черный или белый). Можно арендовать декорации для съемок (или приносить свои по предварительной договоренности). В водоеме в таком случае фон самый красивый и естественный, на мой взгляд.

Пару советов по декорациям: заранее продумайте, какие декорации будут использованы, уточните у администратора студии, можно ли их использовать на съемке. Также важно понимать, что не все тонет, и вам понадобятся грузы, и наоборот, что-то, возможно, надо будет привязать наверху или за что-то плавучее. Также по поводу одежды надо понимать, что некоторые платья «осыпаются» (например, пайетки), и их желательно не использовать. Разные ткани под водой ведут себя по-разному. Большинство тканей просвечивают, поэтому модели желательно иметь под низом белье телесного цвета. Некоторые платья из-за особенностей кроя плохо тонут. Если же вы планируете сниматься не в студии, а на море, то вы должны понимать, что плавать в платьях, с тканями не так-то просто – это еще один необходимый навык для модели.

Огромную роль играет макияж модели. Он должен быть специальным (аква или подводным), обычный макияж не подойдет, так как все растечется по лицу и будет некрасиво. Также для подводной съемки макияж делают намного ярче обычного (под водой цвета «съедаются»). Эту и многие другие особенности уже знают визажисты, которые занимаются аква-макияжем.

Еще частый вопрос от моделей: можно ли плавать в линзах? Ответ – можно, но опять же в специальных линзах, так как обычные линзы под водой часто выпадают. Мое личное мнение – линзы под водой модели не нужны, она все равно там ничего не увидит (съемка же проходит без маски). На тренировку можете надевать линзы (при плавании в маске – вода не соприкасается с глазами), а когда учитесь плавать под водой с открытыми глазами – линзы уже не нужны.


Фотограф Алексей Тарасов, Ocean Stars.

Чтобы вам было понятней, как это все происходит, я прикреплю пару видеороликов со съемки в подводных студиях г.Москвы (Аш2ноль и Ocean Stars), а также ролики бэкстейдж со съемки в бассейне и на море (видео со съемок на море подводного фотографа Дмитрия Каминского).

Основную информацию о фотостудиях можно получить на официальных сайтах – там вы найдете описание оборудования, используемого на съемках, перечень дополнительных услуг, а иногда они размещают фото и видео помещения.

Как проходит съемка в подводной студии на примере Ocean Stars:

Как проходит съемка в подводной студии на примере Аш2ноль + пара советов моделям:

Бекстейдж подводной видеосъемки в бассейне:

Видео подводного фотографа Дмитрия Каминского: как проходит съемка на море

Самые известные подводные фотографы

В XX веке это направление выбирали в основном профессионалы, которые оставили след не только в фотоискусстве, но также в науке, охране окружающей среды и журналистике. В наше время жанр становится интересным и для любителей, которые нередко добиваются успеха и делают хобби основным занятием. Среди самых известных подводных фотографов стоит назвать следующих:

  • Дэвид Дубиле (David Doubilet). Постоянный сотрудник National Geographic публиковался в этом журнале с 1971 года. Одним из первых стал снимать фото, совмещающие элементы под водой и над поверхностью.
  • Стивен Фринк (Stephen Frink). Один из самых публикуемых подводных фотографов в мире. Часто проводит рекламную съемку для турфирм, производителей водонепроницаемых товаров и купальников.
  • Брайан Скерри (Brian Skerry). Фотожурналист и научный сотрудник National Geographic. Одна из его работ включена в 50 лучших за все время снимков, опубликованных в этом журнале.
  • Томас Песчак (Thomas Peschak). Морской биолог по образованию, Томас Песчак стал одним из лучших фотографов-натуралистов в мире. Его работа в значительной степени направлена на сохранение морской среды.
  • Виктор Лягушкин. Известнейший российский подводный фотограф, ставший победителем во многих международных конкурсах. Его работы регулярно публикуются во всемирно известных журналах.

Подводная фотография требует подготовки: необходимо обзавестись дорогим оборудованием, приобрести навыки плавания и репортажной съемки. Взамен можно получить уникальные изображения, стать первопроходцем и показать людям то, что они никогда бы не увидели.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector