Содержание
Как стать судьей: особенности профессии
Судья
Судья — это вершитель правосудия; человек, наделённый судебной властью, за которым остаётся последнее слово в процессе принятия судебных решений. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
- Особенности профессии
- Плюсы и минусы профессии
- Плюсы
- Минусы
- Место работы
- Важные качества
- Обучение на Судью
- Курсы
- Вузы
- Оплата труда
- Зарплата судьи на ноябрь 2021
- Ступеньки карьеры и перспективы
- Интересные факты о профессии
- Примеры компаний с вакансиями судьи
Судья не подчиняется госаппарату и управленческим структурам, так как должен быть беспристрастным и принимать решения, руководствуясь только Конституцией и Законом.
Судья основывается на фактах, предоставленных обвинением и защитой. Для принятия справедливого решения он тщательно анализирует и обобщает все доказательства и в результате выносит оправдательный или обвинительный приговор. Степень наказания также устанавливает судья по доказанным статьям Кодекса.
Кроме вынесения приговора судья выполняет множество других каждодневных обязанностей, которые можно разделить на категории:
- правовая деятельность заключается в кропотливом изучении всех материалов дела и совершении выводов;
- управленческая деятельность заключается в руководстве и контроле за сотрудниками, их подбором на различные должности и обучение.
Обязанности судьи
Главная особенность профессии судьи – большое количество обязанностей и дел. Сюда входит:
правовая оценка дел – насколько качественно произведены процессуальные действия, проведено расследование;
подбор и обучение новых кадров;
заседание в судебных коллегиях (административная работа).
Одновременно один судья может рассматривать сразу несколько дел различной тяжести. Разумеется, делает это он не в одиночку – как правило, у каждого судьи, будь то районного или федерального уровня, есть штат помощников.
Обязанности судей могут быть также распределены по направлениям:
- территориальные, когда один судья прикреплен к определенной территории
функциональные, то есть обязанности разделяются в зависимости от направления дел — уголовные или гражданские
персональные, когда проводится консультация граждан и ведутся дела по требованию суда.
Комментарии (30)
Гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37 часть 1) не предполагает обязанность государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает возможность закрепления в законе специального порядка замещения тех или иных должностей в органах государственной власти.
Соответствующая компетенция федерального законодателя вытекает прежде всего из статьи 119 Конституции Российской Федерации, предусматривающей помимо общих положений о необходимых для замещения должности судьи минимальном возрасте, образовании и стаже работы по юридической профессии возможность введения федеральным законом дополнительных требований к судьям судов Российской Федерации. Из этого следует, что федеральный законодатель наделен достаточно широким усмотрением в установлении квалификационных требований к судье: конституционный термин «дополнительные требования» означает, что ему предоставлена возможность закреплять как требования, в Конституции Российской Федерации не упоминаемые, так и иные повышенные по сравнению с установленными непосредственно Конституцией Российской Федерации требования (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2004 года N 214-О, от 2 февраля 2006 года N 37-О и от 12 июля 2006 года N 263-О).
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» положения статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» изложены в новой редакции. По смыслу оспариваемого заявителем подпункта 1 пункта 5 данной статьи в этой редакции, в стаж, необходимый для назначения на должность судьи, подлежит включению только время работы на соответствующих должностях, требующих высшего юридического образования.
Нормативное установление специального требования о наличии высшего юридического образования для целей исчисления рассматриваемого стажа направлено на обеспечение надлежащего уровня квалификации лиц, являющихся кандидатами на должность судьи, и относится к компетенции федерального законодателя. Оспариваемая норма Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает единое правило для всех кандидатов на должность судьи и не препятствует гражданину без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений реализовать право на сдачу квалификационного экзамена на должность судьи при наличии требуемого стажа работы в области юриспруденции. Таким образом, оспариваемое законоположение само по себе конституционные права заявителя не нарушает.
Определение же того, соответствует ли заявитель требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судьи, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Определение Конституционного Суда РФ от 24.12.2013 N 2028-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цыбченко Олега Викторовича на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 5 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»
Если честно, то лично я бы поставил перед обществом следующую дилемму:
— либо граждане, не имеющие юридического образования, не должны нести юридической ответственности за нарушение законодательства, поскольку, не имея юридического образования, они не способны понимать законодательство и, в силу такого непонимания, не могут быть судьями, прокурорами, нотариусами, адвокатами, представителями в судах;
— либо на любые должности, включая судейские, прокурорские, могут назначаться все граждане, независимо от того, имеют они юридическое образование или не имеют.
В противном случае мы получаем ситуацию, при которой:
— с одной стороны, гражданину запрещено быть судьёй, прокурором, нотариусом, адвокатом, представителем в суде, поскольку у него нет юридического образования. То есть, презюмируется, что человек без юридического образования не способен понимать законодательство;
— с другой стороны, граждане, не имеющие юридического образования и, в силу этого, не способные понимать законодательство, привлекаются налево и направо за те или иные нарушения законодательства.
Никакой логики в этом нет.
« Лицо, имеющее высшее юридическое образование, зарегистрированное в качестве ИП, юридечески является предпринимателем. Тако лицо может нанять штат юристов и заниматься организационно-управленчискими функциями, независимо от наличия у него высшего юр. образования. »
То же самое может быть и с начальником юридического отдела в какой-нибудь конторе или на госслужбе, или с собственником (руководителем) юридической конторы.
Довольно часто так и бывает, что начальники ни в зуб ногой в той сфере, которой руководят, ничего не делают, но формально — юристы (или доктора, или инженеры) со стажем.
« Но если хочется в судьи, то нужно заработать тот вид стажа, который достоверно и однозначно покажет членам квалиф. комиссии, что кандидат юрист, а не предприниматель. »
Не в правиле дело , а в негласных критериях.
А по существу, представляется, что увеличение штата помощников -это сейчас насущная необходимость, и вакансии могли бы быть заполнены и из числа ИП
Судя по публикациям, фактически в США кадровый состав тоже формируется только из лиц, которые ранее работали помощниками судей. Институт помощников судей существует там более ста лет – с практики нанимать на эти должности выпускников — отличников юридического факультета Гарвардского университета.
Членам Верховного суда США разрешается иметь четырех помощников; каждому члену апелляци¬онного суда США — трех помощников. У большинства судей Верховного суда Штатов — по два помощника; у членов промежуточной инстанции обычно по одному помощнику, хотя на прак¬тике встречается и по два помощника.
Система назначение судей центральной правительственной властью по конкурсу существует во Франции, а также в Италии и Испании.Для назначения помощником судьи или членом суда первой инстанции необходимо получить высшее юридическое образование и после трехлетней практической подготовки выдержать конкурсный экзамен -пять наиболее выдающихся кандидатов для немедленного назначения на должности помощников судей или членов суда первой инстанции. Прочие, выдержавшие экзамен, назначаются на места помощников судей с тем, что после двух лет занятий десять из них, внесенные в список достойных повышения, могут быть назначены членами суда или помощниками судей.
Личностные качества
Главное в работе специалиста суда — грамотно оценить правонарушение, вынести справедливое решение. Ценятся такие черты характера, как беспристрастность, объективизм, принципиальность. Чтобы профессионально выполнять должностные обязанности в суде, важно обладать личностными качествами:
- устойчивостью к стрессам;
- логическим мышлением;
- креативностью;
- концентрацией внимания и долговременной памятью;
- высокими моральными принципами;
- пунктуальностью;
- независимостью;
- самостоятельностью;
- коммуникабельностью;
- ответственностью;
- хладнокровием;
- проницательностью и наблюдательностью;
- четкой дикцией;
- умением лаконично и ясно излагать мысли в устной и письменной форме.
Судье не обойтись без досконального знания Конституции и нормативных актов, а также их применения на практике. В профессиональной деятельности специалист пользуется Кодексом чести, устанавливающим правила поведения для служителей Фемиды. Документ, принятый в 1993 году, регламентирует также внеслужебную деятельность работников суда.
Стать судьей — непростая задача. Престижность и статус профессии выдвигает жесткие требования к ее овладению. Главное — корректно оценить свои возможности, способности, особенности характера и состояние здоровья. А стартапом послужит получение юридического образования и продвижение по карьерной лестнице.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.