Как отправиться в кругосветку: маршрут, визы, жилье и лайфхаки от путешественников
Как отправиться в кругосветку: маршрут, визы, жилье и лайфхаки от путешественников
Я путешествую вместе со своим молодым человеком. Мы все бросили и уехали в кругосветку, потому что это была наша общая большая мечта.
Выехали из Москвы 18 сентября. Сейчас мы уже в девятой стране, не считая России. Планируем продолжить кругосветное путешествие еще пару лет. Маршрута у нас нет, но мы выбираем, какая страна будет следующей в поездке. Страны по порядку нашего путешествия: Грузия, Армения, Азербайджан, Россия (Дагестан), Индия, Шри-Ланка, Таиланд, Вьетнам, Лаос. Сейчас мы в Южной Корее, куда попали спонтанно.
Сезон поездки мы не выбирали, подстраиваемся под ситуацию и погоду. Кругосветное путешествие — это не туристическая поездка, когда выбираешь под свое желание погоду и страну. В кругосветном путешествии важна культура страны, люди.
Вперёд в кругосветку: 15 важных уроков
Кажется, в XXI веке технологии дошли до того, что ничего не стоит взять и оправиться самому в кругосветное путешествие. Задал курс, поставил автопилот — и вперёд. Но это всё, конечно, фантастика. Есть множество тонкостей, которые нужно учесть, отправляясь в кругосветку. Об этих тонкостях изданию Boat International рассказали опытные кругосветчики — владелец верфи Zeelander Yachts Ситсе Купманс (Sietse Koopmans), который приобрел 37-метровую экспедиционную яхту Zeepaard и с 2009 по 2012 годы обогнул на ней земной шарик; ныне уже ушедший из жизни легендарный судовладелец Том Перкинс (Tom Perkins), всюду путешествовавший на своих парусниках Andromeda и Maltese Falcon, и Майкл и Джуди Райаны (Mike, Judy Ryan), девелоперы и владельцы парусных суперяхт Tenaz и Twizzle.
Выберите правильную яхту
Первое, о чём следует задуматься, это о выборе правильной суперяхты. Как считает Купманс, неверный выбор гарантирует: платить придётся дважды.
«По своему опыту знаю, что яхты проектируют люди, которые в открытое море не выходят. Моя экспедиционная лодка Zeepaard практически идеальна для кругосветки. А вот в парусные судна я не верю — они хороши для гонок и небольших путешествий, но для долгого расстояния не годятся. За ту же цену можно приобрести в три раза более вместительную моторку».
Соберите квалифицированную команду
К выбору команды нужно подходить максимально ответственно: «Постепенно привыкаешь к команде и понимаешь, на что она способна. Как правило, к экипажу у меня не было никаких нареканий, кроме, разве что, одного случая, когда кок нелегально перевела на свой счёт средства, а затем испарилась», — вспоминает Купманс.
Идите по течению и по ветру
«Идите по течению и по ветру, так вам будет сопутствовать хорошая погода», — делится Купманс, чьё кругосветное путешествие стартовало на Мальте в 2009 году. Zeepaard побывала в Средиземном море, а затем направилась на запад в сторону Атлантического океана. По его мнению, это — лучший маршрут.
Огибайте «шарик» против часовой стрелки
Владельцы Twizzle проделывали кругосветку дважды: с востока на запад и с запада на восток. По их мнению, лучше плыть по направлению к западу.
«Практичнее всего, учитывая погоду и сезонные ветры, плыть против часовой стрелки. Проделайте следующий путь: Панамский канал, затем, сквозь Галапагосы и Тихий океан, к Юго-Восточной Азии — через Индийский океан и по Суэцкому каналу. По часовой стрелке плыть гораздо сложнее».
Избегайте Египта
Во время своего трёхлетнего плавания Купманса и всю его команду на три дня задержали власти Александрии. «Это был конец нашего пребывания в Египте. Я пообещал, что больше сюда не вернусь». Перкинс тоже с неприязнью вспоминает своё пребывание в Египте: «Я прошел Суэцкий канал лишь один раз, но больше даже пытаться не буду».
Огибайте мыс Горн в декабре
По словам Перкинса, чилийский мыс Горн следует огибать только в декабре. Впрочем, непредсказуемым он остаётся в любое время года.
«Скорость ветра составляла 20 узлов, и мы обогнули мыс, пересекли пролив Дрейка и направились в сторону Антарктики. В следующем году в это же время мой друг боролся там с 120-узловым ветром, который не дал ему повторить наш маршрут», — вспоминает Перкинс.
Не забудьте Британскую Колумбию
«Все талдычат об Аляске, но никто не вспоминает Британскую Колумбию. Это ошибка: это удалённое место может похвастаться невероятной фауной, китами, удивительными животными, и, возможно, самыми красивыми видами в мире», — сетуют владельцы Twizzle. — За бортом касатки устраивают тридцатиминутные представления, а 12 горбатых китов охотятся на сельдь. Просто потрясно! Ледники тоже впечатляют».
Остерегайтесь пиратов
Пересекая Индийский океан, Zeepaard неминуемо оказалась на территории пиратов. К счастью, Купманс был к этому готов.
«Мы существенно модифицировали лодку, защитив её проволочной сеткой и колючей проволокой под напряжением. На нос мы нанесли военный номер ZP01, а на палубу поставили укрепления для стрельбы; машинное отделение было переоборудовано в цитадель, откуда можно было управлять лодкой».
На всякий случай яхту также сопровождали четыре бойца голландского морского спецназа.
Будьте готовы к бюрократической волоките
Не менее неприятным моментом для Купманса стала бумажная волокита, особенно у берегов Кубы. «Берегитесь Кубы. Нас проинспектировали 11 бюрократов, каждый из которых заполнял одни и те же формы».
Остерегайтесь медуз
О непредвиденных трудностях рассказал и Перкинс.
«Мы переплывали Атлантической океан и решили охладиться. И тут одного из нашей команды ужалил португальский кораблик. С ним случился анафилактический шок — причём дважды. Спасти его удалось только благодаря хорошему медицинскому оборудованию на борту, но он до сих пор щеголяет шрамами на спине».
Будьте осторожны ночью
«Поскольку на высоких южных широтах ночи не очень тёмные, мы не делали остановок. Как оказалось, это было фатальной ошибкой, — предупреждает Перкинс. — Дело в том, что радар не отображает даже большие опрокидывающиеся айсберги — эхо от них уходит ввысь, а не в сторону лодки. Вспомните «Титаник»: что-то похожее чуть не случилось с нами, и больше по ночам мы не ходили».
Карты не всегда правдивы
Перкинс также советует не слишком верить картам: «Навигационные карты Аляски неточные. Наша Andromeda села на мель, девятиметровый отлив оставил ее торчать на глиняном дне. Мы привязали верповальный якорь к верхушке мачты и для того, чтобы лодка не перевернулась, выбросили его далеко за борт. У нас получилось, и мы сошли на сушу, пока — через восемь часов — не вернулась вода».
Берите с собой детей
Принять решение взять с собой детей и оставить их без школы далось семье Райанов нелегко, но в итоге они об этом не пожалели.
«Мы пригласили репетиторов, семейную пару, которых посоветовало агентство, и получили даже больше, чем рассчитывали. Вместе дети и их учителя были самостоятельной единицей и им не нужно было постоянно быть с нами или с командой», — рассказывают Райаны. Но лучший урок Райаны преподали дочерям самостоятельно, когда решили повысить женщину-старпома до капитана. «Она стала превосходной ролевой моделью для трёх наших дочерей нашей первой женщиной-капитаном — раньше суперяхтами женщины вообще не командовали».
Не ждите от всех тёплого приёма
Иногда самые яркие впечатления одновременно и самые страшные. Так случилось с владельцами Twizzle, очутившимися в порту Папуа — Новой Гвинеи. «Папуа — Новая Гвинея бывает страшной. Отсюда нас выгнали, даже опытный гид не помог. Но нас заранее обо всём предупредили, и в итоге мы можем точно сказать, что оно того стоило — здесь мы увидели невообразимые вещи и встретили, возможно, самых колоритных людей в мире».
Бережно храните воспоминания о своих приключениях
«Горбатые киты у берегов Ниуэ, двойной улов большой корифены на 12-долларовую удочку, выпрыгивающие из воды скаты — это только некоторые примеры наших незабываемых приключений», — рассказывает Купманс.
Как экономить в поездках
Больше всего в кругосветке я, конечно, потратился на перелеты. Два длинных рейса через океаны съели половину бюджета — около 500 $. Но я все равно уложился в тысячу долларов — с помощью принципов экономии в путешествии, которые я проверил на себе и всем советую.
Используйте календарь цен Скайсканера для выбора самых дешевых билетов и больше времени уделяйте изучению логистики с помощью функции «Поиск „Везде“» — это точно окупится.
Ловите акции авиаперевозчиков и лоукостов и подпишитесь на уведомление об изменении цены на Скайсканере. Путешествуйте налегке, только с ручной кладью, так как багаж иногда стоит дороже основного перелета.
Добирайтесь до нужных мест общественным транспортом. Внутри континентов я передвигался автостопом и использовал дешевые автобусы. Это обошлось в копейки.
Ищите отели заранее или снимайте номера на месте. Я жил в недорогих простеньких гестхаусах, которые находил на месте, потому что их нет в системах бронирования жилья. А еще несколько раз использовал многим известный сайт гостеприимства каучсерфинг. Не бойтесь попробовать каучсерфинг: это не только и не столько бесплатный ночлег, но и отличный способ глубже узнать страну. Самые крутые места я посещал по совету местных.
Не тратьте деньги на туристические рестораны. Часто главные расходы в поездке — это еда. Я питался там, где едят местные, и покупал продукты в обычных супермаркетах, поэтому сильно на еду не потратился.
Не экономьте на страховке. Я видел десятки случаев, когда даже умелые водители попадали в ДТП на мотобайке в Азии с непредсказуемым дорожным движением. Страховка в таких случаях — буквально ваш спаситель.
За 87 дней путешествия вокруг света я потратил 949 $. Из них 626 $ ушло на самолеты и другой транспорт.
В своей поездке вокруг света я завел группу «ВКонтакте», где консультирую людей по бюджетным путешествиям и помогаю составлять маршруты за небольшое вознаграждение. Этих денег вряд ли бы хватило на жизнь в родном Питере, но жить в Азии или Южной Америке на такой заработок можно запросто.
После кругосветки я стал совсем легко и азартно относиться к путешествиям. Иногда просто покупаю самый дешевый билет, который нашел на Скайсканере, а дальше уже строю поездку по ходу. Иногда листаю статьи, натыкаюсь на необычное место и говорю себе: «Без разницы, где это, но я хочу туда!» Сейчас столько возможностей бюджетно посмотреть мир, что странно этим не пользоваться.»
6. Меры предосторожности
К сожалению, почти во всем мире воровство — явление нередкое, поэтому нужно быть очень внимательным. Все ценные вещи и документы надо хорошо прятать, особенно, если путешествуешь по странам третьего мира (никаких стереотипов – только статистика). Для этого подойдут подкладки рюкзака или одежды, футляр фотокамеры и даже шариковые ручки, на стержень которых наматываются купюры.
Если у тебя “увели” кошелёк и документы, то о деньгах можно сразу забыть, а вот на документах ставить крест ещё рано, поскольку воры могут выбросить их где-то поблизости: проверь на земле, в ближайших мусорных баках, кустах. Бывали случаи, когда их даже подкидывали в полицейский участок, а тебе в любом случае стоит туда обратиться после кражи. Чтобы избежать лишних проблем, всегда имей при себе ксерокопии всех документов и храни их отдельно от оригиналов.