Бизнес ушел в онлайн
Бизнес ушел в онлайн. Рассказываем, почему вам туда надо и что для этого сделать
Вынужденная самоизоляция в 2020 году привела почти всех покупателей в онлайн. Закрытые кафе и магазины заставили бизнес уйти в интернет-пространство, дабы не потерять своих клиентов и сохранить доход. По статистике rbc.ru, 3 месяца самоизоляции привели в онлайн-магазины не менее 10 млн человек, и большинство из них продолжат свои покупки в сети после снятия всех ограничений.
Даже самые ярые противники покупок в интернете пришли в сеть и научились пользоваться онлайн-магазинами. Наибольшим спросом пользовались товары ежедневного потребления и бытовая техника. В первой половине 2020 года онлайн-продажи товаров повседневного спроса выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 4,3 раза.
По данным «Ассоциации компаний интернет торговли» и «Сбербанка», оборот российского рынка интернет-торговли (в млрд руб.) увеличился более чем на 50%.
1. Ориентироваться на большую торговую сеть
Никита, магазин «у дома» на проспекте Мельникова в Химках:
«Когда мы начинали заниматься магазином, изучили ассортимент сетей. Смотрели, какие группы товаров есть у них, и решали, нужны ли они нам. Но копировать ассортимент сетей нет смысла: у тебя в любом случае будет дороже. В магазине „у дома“ можно продать дешевле, чем в сети, только если ты хочешь избавиться от товаров, например, скоро срок годности истечёт».
А вот чему можно у супермаркетов поучиться: пять групп товаров, которые должны быть у вас обязательно
Доля федеральных сетей на российском рынке ритейла растёт с каждым годом. У федералов есть не только гипермаркеты: крупные игроки открывают магазины формата «у дома» или скупают региональные сети. В итоге даже малому бизнесу приходится конкурировать с «Пятёрочками» и «Дикси».
Некоторые предприниматели смотрят на ассортимент в сетевом магазине и копируют его в надежде предложить часть товаров по более выгодной цене. Они исходят из такой логики: в небольшом магазине нет затрат на рекламную кампанию по телевизору и офис стратегов, значит, получится заложить маржу поменьше и продавать дешевле.
Но это ошибка: объёмы закупок федеральной сети несопоставимы с малым бизнесом в рознице. Сеть покупает товары по более выгодным ценам, и у них всегда будет дешевле. Если ваш ассортимент не отличается от «Пятёрочки», покупатель пойдёт туда, потому что потратит меньше денег на те же базовые товары.
Цены на молоко в магазине «у дома» на юго-западе Москвы: «Домик в деревне» 3,2% — 125 ₽ «Домик в деревне» 2,5% — 125 ₽ «Простоквашино» 3,2% — 130 ₽ «Простоквашино» 2,5% — 110 ₽
Цены на молоко в московском «Перекрёстке»: «Домик в деревне» 3,2% — 93 ₽ «Домик в деревне» 2,5% — 97 ₽ «Простоквашино» 3,2% — 95 ₽ «Простоквашино» 2,5% — 94 ₽
Цены на молоко в магазине «у дома» на юго-западе Москвы: «Домик в деревне» 3,2% — 125 ₽ «Домик в деревне» 2,5% — 125 ₽ «Простоквашино» 3,2% — 130 ₽ «Простоквашино» 2,5% — 110 ₽
Цены на молоко в московском «Перекрёстке»: «Домик в деревне» 3,2% — 93 ₽ «Домик в деревне» 2,5% — 97 ₽ «Простоквашино» 3,2% — 95 ₽ «Простоквашино» 2,5% — 94 ₽
Не нужно ориентироваться на торговую сеть: если ассортимент одинаковый, клиент пойдёт в сетевой магазин — там дешевле.
Используйте сервис «Управление ассортиментом» для того, чтобы видеть, что и как продаётся, и заказывать наиболее ходовые товары
Неэффективное позиционирование
Мы выяснили, что половина ассортимента компании не соответствуют целевым сегментам «премиум» и «люкс», которые с 2014 года просели на 25-30%. Соотношение розничной цены и качества дверей ниже среднего на рынке.
Ассортимент не соответствует стандартам
Материалы, комплектация и толщина дверей в различных сегментах определяют качество продукции. Так, толщина МДФ-панелей в сегменте «эконом» не должна превышать 8 мм, а в «бизнесе» — не должна быть меньше 10 мм. Многие материалы компании были недостаточно качественными или слишком дорогими для покупателей, не использовались инновационные виды изоляции и замков. В итоге ассортимент не отвечал потребностям клиентов.
Высокие цены
Наценка на продукт в цепочке продаж у нашего клиента составляла 120-250% при средней по рынку 70-120%. Соответственно, цены были выше рыночных.
Наши действия
- Отыскать самый перспективный сегмент
- Разработать политику ценообразования
- Понять, какие линейки продуктов действительно нужны потенциальным клиентам
Следующий шаг — изучить рынок и конкурентов.
Чек-лист по росту продаж
Внедряйте пункты из нашего чек-листа по порядку или произвольно, тестируйте идеи и оставляйте лучшее:
- Сделайте воронку продаж.
- Используйте тайных покупателей.
- Узнайте секреты конкурентов.
- Попробуйте контекстную рекламу.
- Запустите рекламу в социальных сетях.
- Работайте с теми, кто уже купил.
- Запустите нативную рекламу.
- Используйте купоны.
- Запустите конкурс среди персонала.
- Внедрите удобный расчет.
- Попробуйте аромамаркетинг и аудиомаркетинг.
- Запустите распродажу на якорный продукт.
- Посоветуйте конкурента.
- Внедряйте якорный эффект.
Распределяйте заявки по менеджерам, отслеживайте выполнение плана, анализируйте конверсию, смотрите причины отказов.
Расскажите в комментариях, что из этих примеров уже использовали? Что помогло стимулировать рост продаж?
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.