1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Блеск и нищета: как заработать на жизнь, если ты музыкант

Блеск и нищета: как заработать на жизнь, если ты музыкант

В предыдущей статье мы говорили о том, как цифровая революция повлияла на заработок музыкантов. Сегодня для многих групп продажи альбомов и синглов неспособны даже окупить затраты на запись музыки, не говоря о прибыли. В такой ситуации музыкантам приходится искать альтернативные источники дохода. Про них мы начнем рассказывать в этом материале.


Фото Andy Lee / Unsplash

Стриминги

Сервисы стриминга платят артистам за прослушивания. Иностранные дают за одно прослушивание в несколько раз больше, чем российские, поэтому приносят музыкантам больше денег, хотя россияне чаще слушают музыку в российских сервисах.

В России самыми популярными стриминг-сервисами стали «Яндекс.Музыка», объединение, в которое входят «ВКонтакте», «Одноклассники» и Boom, новым серьёзным игроком стал «СберЗвук».

Из иностранных сервисов в топе Spotify (кстати, они назвали запуск в России самым успешным выходом компании на новый рынок), Apple Music, YouTube Music, Deezer, а теперь и TikTok.

Сколько можно заработать?

Конкретной цены за прослушивание нет. Она меняется и зависит от количества подписчиков в сервисе, страны и формата прослушивания. Стриминги собирают в общий котёл деньги от подписок, забирают свою долю, а остальное делят между музыкантами в зависимости от того, сколько у кого прослушиваний.

Бизнесмен и рэпер Сергей Садков посчитал примерную стоимость одного прослушивания на 2020 год:

  • «ВКонтакте» — 1 копейка за прослушивание;
  • «Яндекс.Музыка» — 6 копеек;
  • Boom — 8 копеек;
  • Apple Music и Spotify — в среднем 21 копейка;
  • YouTube Music — 28 копеек.

Рэпер Моргенштерн за первые 2,5 месяца после выпуска альбома «Легендарная пыль» заработал 12,5 млн рублей — альбом послушали 500 млн раз.

Но и менее популярным музыкантам стриминги приносят неплохой доход. В 2018 году музыкант Вячеслав Сандаков с другом запустили проект Max Vertigo & PilGrim N.C.K. — песни в жанре кальянного рэпа. Выпустив несколько треков, исполнители попали на лейбл Warner Music Russia, который помог продвинуть музыку. За три года на двоих они получили от стримингов около 1 млн рублей. При этом доход они делили пополам с лейблом.

Вячеслав Сандаков

Фото: страница Вячеслава Сандакова во «ВКонтакте»

«Рынок популярной музыки очень конкурентный. Но и аудитория, лояльная к таким жанрам, огромная! Шанс, что при небольшом продвижении ваш трек найдёт слушателя, приличный».

«ИМИ.Журнал» приводит такой пример: неназванный музыкант, который собирает около тысячи зрителей в Москве и регулярно гастролирует, в 2015 году зарабатывал со всех цифровых платформ 80 тысяч рублей в год. Сейчас примерно такую же сумму он получает каждый месяц со стримов.

Александр Ионов

основатель клуба «Ионотека» и продюсер певицы Гречки

Фото: страница Александра Ионова во «ВКонтакте»

«Заработок зависит от артиста. У какой-то группы 25 тысяч рублей в квартал. Звезда может заработать и полмиллиона — Гречка, например. А ноунейм — 600 рублей в квартал».

Музыкальный журналист и бывший директор по маркетингу дистрибьютора ONErpm в России Глеб Лисичкин тоже говорит, что заработки у всех разные. По его наблюдениям, пару лет назад часто работала формула: клубный артист, собирающий на концерте до 500 человек, зарабатывал на одном сольнике столько, сколько на стримингах за год.

Читать еще:  Ноутбук залили кофе (водой) что делать? Как возместить ущерб

Сейчас ситуация изменилась: пандемия разрушила концертную индустрию. У новых музыкантов цифры стримов растут. Но кто из них после пандемии сможет зарабатывать сценой — пока непонятно.

Глеб Лисичкин

музыкальный журналист и бывший директор по маркетингу дистрибьютора ONErpm в России

Фото: страница Глеба Лисичкина на Facebook

«Стриминг как сегмент рынка растёт где-то на 20% в год. В целом это молодёжная история, а молодёжь — самый активный потребитель музыки. Приятный тренд в том, что в стриминг и видеосервисы пошла и аудитория телевизора. От этого доходы музыкантов растут».

В Spotify и YouTube Music самые удобные инструменты управления своей страницей. Если научиться с ними работать, это может дать большой рост стримов. Но я не думаю, что чистый стриминг может прокормить музыканта. Это отличный заработок и важное средство продвижения».

TikTok тоже выглядит отличной площадкой для продвижения музыки, особенно для начинающих артистов. Основатель продюсерского центра «ПЦ» Рустем Богданов рассказал Forbes, что авторы соцсети могут подхватить контент и сделать артиста звездой в срок от 3 до 10 дней. По данным Forbes, Рахим Абрамов, под чью песню Fendi люди записали более 3 млн роликов, заработал в 2020 году 1 млн рублей.

Как отправить музыку на стриминги?

На стриминги, с которых можно получать доход, нельзя загрузить музыку напрямую (самостоятельно можно выложить песни только во «ВКонтакте» и SoundCloud, но монетизироваться они не будут).

Чтобы зарабатывать на стримингах, придётся прибегнуть к услугам дистрибьюторов . Выбирать дистрибьютора нужно внимательно. Некоторые платформы так себя называют, но у них нет договора со стримингами, они просто посредники. Лучше выбирать компании, которые работают с площадками напрямую. Вот список дистрибьюторов, которые работают с Apple Music, а вот — список Spotify.

Дистрибьюторов очень много. Одни берут комиссию с вашего дохода от стримов, другие — фиксированную сумму за релиз трека или альбома. Есть сервисы с бесплатным тарифом, но с разными ограничениями — например, по количеству релизов в год. Ещё у бесплатных тарифов часто хромает техническая поддержка.

А ещё бывают подводные камни, о которых лучше узнать заранее: например, Freshtunes берёт право пользоваться вашим материалом в своих плейлистах и роликах на YouTube. А Amuse не работает с российскими стримингами.

Самые известные дистрибьюторы с техподдержкой на русском: ONErpm, Tunecore, НЦА, Label Worx. Готовится к запуску в России Symphonic Distribution.

Чтобы отправить музыку в стриминги, нужно зарегистрироваться на сайте дистрибьютора, загрузить треки и информацию о себе и треке. Какое-то время займёт модерация. У некоторых дистрибьюторов требования помягче, другие могут придраться к качеству звука или обложки.

Для загрузки песни на площадку понадобятся:

  • WAV-файлы треков;
  • авторская обложка, соответствующая техническим требованиям дистрибьютора;
  • тексты песен;
  • общая информация об авторстве текстов и музыки.

Загружайте треки за две-три недели до релиза — чтобы у дистрибьюторов было время отправить рекомендации редакторам стримингов.

Что ещё важно: многие дистрибьюторы оказывают артистам маркетинговые услуги. Само собой, платные. Происходит это так: вы заполняете анкету, дистрибьютор смотрит ваши показатели (например, количество подписчиков в соцсетях), оценивает потенциал и предлагает список услуг. Это может быть дизайн обложки, продвижение в соцсетях, какая-то необычная промокампания или что-то ещё. Здесь есть простор для творчества: задача менеджеров — вместе с вами составить стратегию продвижения и заработать. При этом, как и лейблы, дистрибьютор может вложить свои деньги в ваше продвижение.

Кроме дистрибьюторов размещением музыки на стримингах занимаются и крупные лейблы: Universal, Sony, Warner. Маленькие лейблы сами пользуются услугами дистрибьюторов.

Читать еще:  Как снять квартиру без обмана и посредников: советы, инструкция

Основное отличие между лейблами и дистрибьюторами:

  • лейблы отбирают перспективных музыкантов, вкладывают деньги в маркетинг и иногда забирают себе права на музыку и сценическое имя артиста;
  • дистрибьюторы делают практически то же самое: загружают музыку на платформы, оказывают маркетинговые услуги, но все права на музыку оставляют артистам.

Как быть успешным в стриме?

Конкуренция огромная: например, на Spotify загружается 40 тысяч треков каждую неделю. Набрать прослушивания можно, попав в плейлисты, которые составляют редакторы стримингов. Треки они выбирают сами, но дистрибьюторы и лейблы присылают свои рекомендации.

Однако, по словам Глеба Лисичкина, попасть в плейлисты — ещё не главное. Они обновляются каждую пятницу, трек повисит там неделю, и всё.

Самая важная вещь, которую многие музыканты не признают, — чтобы зарабатывать в стриминге, артист должен постоянно возвращать аудиторию к своему контенту и создавать новый. Поэтому сейчас многие так часто выпускают новый материал. Отчасти это вызвано ещё и алгоритмами платформ, прежде всего Spotify и YouTube, — если не обновляешь свою страницу, тебя считают «мёртвым».

Глеб Лисичкин

музыкальный журналист и бывший директор по маркетингу дистрибьютора ONErpm в России

Фото: страница Глеба Лисичкина на Facebook

«Придумайте план действий, который донесёт вашу музыку до людей. В индустрии это называется «маркетинговые драйверы». Ответьте на вопрос: „Что я буду делать, чтобы о треке узнали слушатели и редакции стримингов, которые могут поставить его в подходящие плейлисты?“ Условно: „Потрачу 50 тысяч на рекламу в инсте, сделаю таргет в Spotify (аудиореклама между треками), сагитирую инфлюенсеров, чтобы поддержали, сделаю крутой пиар-ход, например нарисую граффити с обложкой альбома на Красной площади, и прочее“.

Так вы привлечёте внимание редакторов плейлистов. Но самое главное: это поможет в целом нарастить аудиторию вашего проекта. Многие музыканты не попадают в плейлисты, при этом они нормально живут, дают концерты, у них куча фолловеров на том же Spotify и так далее. Всё зависит от аудитории и от того, понимает ли её артист.

Должны быть стриминги, концерты, реклама, мерч. Как только эта машина работает со всех сторон — у тебя начинается бизнес».

Напоследок — чудо!

20 августа песня Wake Up самарской группы Cheese People, пережившей пик славы ещё в 2008 году, оказалась на первом месте в американском чарте Viral 50 Spotify. Это алгоритмический чарт, куда попадают треки, которые быстро набирают популярность в сервисе. Песня на английском языке попала и в 16 других чартов, включая глобальный Viral 50 и Viral 50 многих стран. Spotify заметил песню, потому что она завирусилась в TikTok. Почему это случилось именно сейчас, спустя столько лет после релиза, — загадка.

Трек уже набрал больше 10 млн прослушиваний, принёс группе новых подписчиков и, видимо, хорошие деньги. Теперь группа раздаёт интервью и радуется, что годы трудов дали результат таким волшебным образом. А вишенкой на торте стало приглашение в «Вечерний Ургант».

Стриминги могут приносить достойный доход даже не самому звёздному артисту. Но для этого нужна комплексная работа. А там уже и фортуна может улыбнуться.

  • Выберите хорошего дистрибьютора.
  • Выкладывайте треки за 2–3 недели до релиза.
  • Выпускайте новый материал чаще.
  • Разберитесь, как работают соцсети, и продвигайте своё творчество через них.
  • Рекламируйте новые треки и альбомы. Если нет собственных ресурсов или лень разбираться, заключайте соглашение о маркетинге с дистрибьютором.

2. Проводите живые концерты.

Многие авторы электронной музыки, а также авторы хип-хоп музыки зарабатывают большую часть своих денег на живых выступлениях. Помимо заработка, живые выступления также позволяют общаться со своими фанатами, создавать свой личный бренд и создавать ажиотаж вокруг своей музыки.

Читать еще:  Какие российские акции стабильно платят дивиденды

Итак, если вы знаете, как ди-джеить, и если ваша музыка нравится публике, подумайте о выступлении вживую. Начните с посещения местных баров и ночных клубов, а затем попытайтесь расширить свое присутствие в других регионах.

Прежде чем отправиться туда, будьте готовы потрудится почти бесплатно. Создание личного бренда потребует времени, и вам может потребоваться сначала выступать за небольшую плату.

Как только вы начнете получать заказы на свои выступления, обязательно снимайте их и загружайте их в социальные сети, такие как YouTube, Facebook, Instagram и другие.

Это отличный способ показать людям, как выглядят ваши живые выступления, и мотивировать их прийти посмотреть ваше следующее шоу.

Многие владельцы ночных клубов и организаторы мероприятий также могут потребовать от вас поделиться записями ваших предыдущих выступлений. Это поможет им понять, как вы выступаете и взаимодействуете с аудиторией, а затем понять, подходите ли вы для их места проведения или мероприятия.

Подкастинг

Создание собственного подкаста – довольно сложная задача, напрямую зависящая не сколько от технических аспектов, сколько от содержания и подачи контента. Некоторые специалисты не советуют сразу инвестировать в звук, оправданно считая контент первичным. Это утверждение справедливо для подкастов, направленных исключительно на творческое самовыражение. Поэтому, если работа направлена на монетизацию, стоит сразу вложиться в оборудование, не отвлекаясь на выбор и заказ необходимой техники позже.

Плюсы и минусы подкастинга

Сразу стоит отметить, что рынок подкастов не столь насыщен, как индустрия видеоконтента. Свободных ниш значительно больше. Но работать в нем сложно из-за необходимости удерживать внимание слушателя исключительно аудиорядом. А это требует как интересной информации, так и навыков сведения.

Где вести подкаст?

Существует ряд хостингов, куда можно залить свой подкаст, например: Anchor, Mixcloud, SoundCloud. Они предоставляют ссылку на RSS-фид, которую можно в свою очередь добавить в стриминг-сервис: Apple Music, Google Podcasts, Яндекс.Музыку. Выбор хостинга и стриминг-сервиса зависит от личных предпочтений, так как они в целом схожи.

Продвижение подкаста зависит от формата и ниши, в которой вы специализируетесь. Если подкаст рассчитан на определенную аудиторию, то и рассказывать о нем нужно там, где эта аудитория обитает (VK, Facebook и пр.).

Способы заработка на подкастах

Как и в случае с влогами, заработать с помощью подкаста можно на рекламе и донатах. В прямом сотрудничестве с рекламодателями есть 3 основных типа рекламы:

  1. Рекламная интеграция – озвучивание рекламного текста (рекламодатель не может влиять на тему выпуска, отслеживается исключительно указанный текст).
  2. Спонсированный выпуск – отличается от первого варианта количеством рекламных сообщений, а также в начале и/или конце ведущий может упоминать спонсора (рекламодатель может согласовывать тему подкаста – но это зависит от того, как вы договоритесь)
  3. Брендированный выпуск – самое дорогое решение для рекламодателя. В этом случае согласуется весь сценарий подкаста.

Если говорить о других способах заработать, то это может быть добровольная помощь (донаты, благодарность (чаевые) создателю подкаста за классную работу или сбор средств на краудфандинговых площадках. Каждый их этих вариантов позволяет сосредоточиться на содержании и не искать путей органично вписывать рекламу в сюжет.

Также к заработку можно отнести платную подписку на подкаст. Но этот способ, как и заработок на рекламе, подходит для подкастов с достаточно большой аудиторией.

Что нужно для создания подкаста?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector