ГИБДД перестала штрафовать за; превышение средней скорости после решения Верховного суда
ГИБДД перестала штрафовать за превышение средней скорости после решения Верховного суда
ГИБДД прекратила штрафовать водителей за превышение средней скорости. При этом причину отказа от этого наказания в Госавтоинспекции не раскрывают, пишет «Коммерсантъ» в четверг, 23 сентября.
Практика, когда нарушение фиксируют две камеры, находящиеся на расстоянии нескольких километров друг от друга, действовала в РФ почти семь лет. Она вызывала массу претензий со стороны граждан, поскольку даже понятие «средняя скорость» в правилах дорожного движения не содержится, отмечает газета.
Из официального комментария ГУОБДД МВД России, представленного в ответ на запрос издания, следует:
практика штрафов за нарушение средней скорости действительно прекращена.
«Используемые в настоящее время Госавтоинспекцией формы федерального статистического наблюдения не содержат сведений по делам о правонарушениях по статье 12.9 КоАП на протяженном участке дороги, зафиксированных в автоматическом режиме», — сообщили в ГУОБДД МВД России.
При этом сроки и причина отказа от преследования водителей за это нарушение в полиции не назвали. По сведениям «Ъ», в Москве такие штрафы не выносятся с августа, а в Московской области — с мая-июня.
В свою очередь, в ГИБДД подтвердили, что автоинспекторы перестали выписывать штрафы за превышение средней скорости. «После решения Верховного суда сократили эту деятельность», — сообщил «Газете.Ru» замначальника ведомства Владимир Кузин. Он не исключил, что правовые нормы, касающиеся вынесения штрафов за превышение средней скорости, появятся в будущем. «Пока сложно сказать, что будет прописано в законодательстве: работа над новым КоАП ведется», — подчеркнул Кузин.
Согласно позиции Верховного суда, правонарушение должно характеризоваться местом и временем его совершения, а факт превышения скорости (статья 12.9 КоАП РФ) не может быть длящимся — в постановлении должно содержаться точное время. Поэтому в 2019-2020 годах нескольким водителям, дошедшим до ВС России, удалось добиться отмены соответствующих штрафов.
Как измеряют среднюю скорость
Технология измерения средней скорости применяется с 2013 года. Сначала фиксирует время проезда машины первая камера, затем (через несколько километров или сотен метров) — вторая. Программа вычисляет среднюю скорость на участке – в зависимости от того, насколько превышен лимит, водитель может быть наказан на сумму от 500 руб. до 5 тыс. руб.
Активно использовали эту технологию в Татарстане, Смоленской и Московской областях. Как отмечали в полиции, она позволяла сократить аварийность на скоростных трассах. Споры о законности этих штрафов не прекращались на протяжении всего этого времени – прежде всего, из-за отсутствия самого понятия «средняя скорость» в правилах дорожного движения. Некоторые депутаты пытались запретить такую практику поправками к КоАП, но соответствующий законопроект не был принят. В то же время в отдельных регионах многим водителям удавалось отменять штрафы за среднюю скорость в судах.
Что думают автомобилисты
Ситуацию в беседе с «Газетой.Ru» прокомментировал председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин – по его оценкам, штрафы за превышение средней скорости были незаконными.
«Обязательным признаком любого правонарушения является место и время. Если место и время не установлены, то вы не доказали факт того нарушения. А средняя скорость как раз не фиксирует мест и время, когда было допущено превышение», — пояснил он свою позицию.
По его словам, Верховный суд по этому поводу занял «четкую, правильную правовую позицию», признав неправомерным использование такого рода видеокамер, которые фиксируют среднюю скорость и выписку соответствующих постановлений.
«Эта практика действовала давно. Началось все это безобразие в Татарстане, а затем распространилось по стране. Считали, что якобы водители под камеры сбрасывают скорость, а потом, когда камер нет, превышают. Чтобы это пресечь, тогда нужно ставить дороги под тотальное видеонаблюдение, я против этого не возражаю. Это публичное пространство, оно вполне может быть контролируемо полностью. Не хватает на это средств, возможностей — тогда изыскивайте другие способы борьбы с нарушениями, но это должно быть в рамках закона и не должны страдать ни в чем не повинные люди», — отметил Похмелкин.
Он сравнил штрафы за превышение средней скорости с ситуацией, когда человека привлекают за кражу, но при этом не установлено, когда и где она совершена. «Это нормально? Нет! Так и здесь то же самое. Это принципиально неправильно, поэтому если это будет пресечено раз и навсегда, то это можно только приветствовать. На мой взгляд, к этой практике больше возвращаться нельзя. Хотите фиксировать каждый метр дороги? Пожалуйста! Ставьте на каждый метр дороги камеры, но вы должны четко указать, что именно здесь, именно в этом месте, именно в это время было совершено такое-то конкретное правонарушение. Тогда это будет законно», — заключил председатель «Движения автомобилистов России».
Комментарий юриста
Обжаловать выписанные ранее штрафы за превышение средней скорости не представляется возможным – об этом рассказал «Газете.Ru» адвокат автомобильного движения «Свобода выбора» Сергей Радько.
«Обжаловать штраф можно только в течение 10 дней после получения копии. Если этот срок пропущен, то обжаловать постановление нельзя. Исключением являются ситуации, когда водитель может найти уважительные причины, по которым этого не было сделано вовремя — например, он был в командировке или в больнице. Закон пока не предусматривает возможности обжаловать штраф только потому, что практика изменилась», — пояснил он.
Радько поддержал инициативу отмены штрафов за превышение средней скорости, подчеркнув, что у водителей возникали сложности с обжалованием постановлений. «Я думаю, что это абсолютно правильная инициатива, потому что были неоднократно судебные решения, которые признавали постановления такого рода незаконными – по той причине, что
невозможно установить ни точное место, ни точное время нарушения.
Без выяснения этих обстоятельств постановление быть законным не может. К тому же, если участок, на котором измеряют среднюю скорость является длинным и относится к территории разных районов, то такой способ лишает водителя возможности обжаловать постановление — поскольку необходимо точно определиться с территорией, а место нарушения там не указывается. Поэтому такие постановления нарушают право на защиту, и с точки зрения презумпции невиновности, конечно, использоваться не должны», — рассказал юрист.
Мнение эксперта
Законодателям не следует исключать возможность взимания штрафа с водителей за превышение средней скорости – такой точки зрения придерживается, в свою очередь, партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто.
По его мнению, нормы о фото- и видеофиксации подобных нарушений нужно прописать в законодательстве, чтобы не было противоречий.
«Это нормальная практика. Во многих странах штрафы за превышение средней скорости выписывают на основе данных с дорожных камер», — отметил он в беседе с «Газетой.Ru». Моржаретто добавил, что нормы об этих штрафах следует ввести в новую редакцию КоАП, пока она еще находится в разработке.
Верховный суд запретил штрафовать водителей за превышение средней скорости
Николай очень торопился домой с работы. Он спокойно ехал быстрее, чем разрешено, ведь навигатор давал знать, если впереди камера. Какого же было его удивление, когда через несколько дней ему пришел штраф за превышение скорости. Обратившись в ГИБДД он выяснил, что перед камерами теперь стоят комплексы измерения средней скорости. Несмотря на то, что перед камерой Николай притормозил, его средняя скорость на этом участке превысила разрешенную. Такая ситуация возмутила многих водителей. В дело вмешался Верховный суд. Сегодня мы вместе с ним разберем, насколько такие штрафы законны.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. КАК РАБОТАЮТ ШТРАФЫ ПО КАМЕРАМ
2. МНЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА
3. МОЖНО ЛИ ОСПОРИТЬ ШТРАФ СО ССЫЛКОЙ НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС?
4. ОБЖАЛОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
5.ОБРАЗЕЦ ЖАЛОБЫ НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ.
1. КАК РАБОТАЮТ ШТРАФЫ ПО КАМЕРАМ
Для борьбы с правонарушителями на дорогах государство устанавливает большое количество камер, которые фиксируют правонарушения автоматически, после чего нарушителю приходит штраф. Для штрафов, выписанных с камеры действует более щадящая система штрафов, к тому же отсутствует санкция в виде лишения прав.
Водители быстро приспособились, на навигаторах и в специальных приложениях теперь есть информация о камерах на дорогах. Государство не стало сдаваться и добавило комплексы измерения средней скорости. Комплекс фиксирует скорость автомобиля, затем через какое-то количество километров ее фиксирует уже камера. В итоге с помощью данных с двух устройств рассчитывается средняя скорость, с которой автомобиль ехал отрезок дороги от комплекса измерения средней скорости до камеры.
2. МНЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА
Николая оштрафовали на 500 рублей за превышение скорости на 20-40 км/ч. Он не согласился с этим, поскольку прекрасно знал, что перед камерой притормозил. Районный и областной суды встали на сторону ГИБДД, но Верховный суд защитил права водителя. Высшей судебной инстанцией было отмечено, что в постановлении об административном правонарушении должно быть указано время и место его совершения, в том числе и в случае, когда нарушение фиксируется автоматическими техническими средствами. Между тем в постановлении, выписанном Николаю указана его средняя скорость, время с 19:05 по 19:41, а местом совершения является участок дороги с 297 по 206 километр трассы. Верховный суд указал, что превышение скорости — не длящееся правонарушение, поэтому в постановлении должно быть указано конкретное время его совершения. Судом было признано недопустимым указание в качестве места совершения правонарушения участка дороги, в том числе и потому, что это делает невозможным определение правильного суда для обжалования. Верховный суд также указал на необходимость рассмотреть доводы Николая о том, что водитель мог срезать путь, из-за чего и был сделан вывод о превышении средней скорости. Кроме того, он мог превышать скорость и на большую величину, чем 40 км/ч, а потом тормозить или парковаться.
3. МОЖНО ЛИ ОСПОРИТЬ ШТРАФ СО ССЫЛКОЙ НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВС?
К сожалению для других водителей решение Верховного суда имеет силу только для Николая. Пересматривать в связи с его вынесением другие дела нельзя.
Хорошая новость в том, что оно содержит аргументы, которые помогут водителям защитить свои права. Если Вас оштрафуют за нарушение средней скорости при похожих обстоятельствах, Вы сможете обжаловать такое постановление со ссылкой на те же аргументы и даже на постановление Верховного суда по такому делу (Постановление Верховного Суда РФ от 07.10.2019 N 36-АД19-3).
4. ОБЖАЛОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
В силу статьи 30.3 КоАП обжаловать постановление можно в течение 10 суток со дня получения. Госпошлиной жалоба не облагается.
В силу п.3 ч.1 ст. 30.1 КоАП у водителя есть два варианта обжалования постановления — суд или вышестоящее лицо. Мнение о том, что сначала нужно обратиться в ГИБДД, а только потом в суд ошибочно. Если Вы захотите обжаловать штраф в ГИБДД, то жалобу следует направить письмом с уведомлением о вручении или лично в отделение, указанное в постановлении.
Важно! При подаче жалобы лично составьте ее в двух экземплярах, второй понадобится для получения на нем отметки о принятии.
Для правильного определения суда, в который нужно подать жалобу, необходимо ориентироваться не на место нахождения органа, выписавшего штраф, а на место совершения правонарушения (П. 30 Постановления ВС РФ №5). Ошибка в выборе суда или органе для подачи жалобы не критична — жалоба будет перенаправлена в надлежащее место, а Вам придет уведомление об этом. Если подать жалобу одновременно в суд и в ГИБДД, то рассматривать ее будет суд.
Если постановление однозначно незаконно, например камера перепутала номер или оштрафовала тень, то подать жалобу лучше в ГИБДД — там она будет рассмотрена быстрее. В более сложных делах лучше обратиться в суд, поскольку он скорее рассмотрит Вашу жалобу объективно.