0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Карманные деньги: как научить детей правильно распоряжаться финансами

Карманные деньги: как научить детей правильно распоряжаться финансами

Современных детей и подростков всё чаще называют поколением потребителей, поскольку «им всё очень просто достаётся». Сменилась система ценностей, по первому требованию всё покупается (не важно – потерял, сломал и т.п.), у детей нет понимания, каким трудом зарабатываются деньги, нет навыков бережливости (мы говорим о среднестатистической российской семье). А в целом и дети, и родители финансово безграмотны, не умеют и не хотят разбираться в элементарных правилах и законах, зачастую поступают нерационально (например, влезают в долги, набирают кредитов и микрозаймов). Экономисты, педагоги и психологи говорят о том, что культуру отношения к деньгам и основы финансовой грамотности надо воспитывать и закладывать с детства. И хорошим инструментом для этого являются так называемые карманные деньги.

Как правильно давать детям деньги, на какие расходы, нужно ли контролировать траты – об этом мы поговорили с кандидатом психологических наук, деканом гуманитарно-правового факультета ТИ МГЭУ Татьяной Попковой.

Для начала советуем пройти небольшой личностный тест, который обозначит основные пункты в том, что вы делаете правильно или ошибочно в вопросе финансового воспитания детей, с точки зрения специалистов.

Стоит ли давать ребенку карманные деньги?

Аргументы за то, чтобы давать деньги детям:

  • Наличие собственных денег учит детей распоряжаться личным бюджетом (экономить, копить на что-то);
  • Дети учатся выбирать то, что на данный момент важнее, учатся расставлять приоритеты;
  • Наличие карманных денег вызывает у детей желание иметь их больше, а, следовательно, является отличным стимулом для заработка во взрослой жизни;
  • Распоряжение собственными деньгами воспитывает в детях самостоятельность, ответственность и уверенность;
  • Наличие собственных финансов дает ребенку ощущение полноправного члена семьи и общества;

Аргументы, свидетельствующие против того, чтобы давать детям деньги:

  • Поскольку дети не сами заработали, а деньги достались им просто так, то эта сумма может быть легко потраченной на бессмысленные безделушки, что явно не научит ребенка ценить деньги;
  • Если давать детям деньги за примерное поведение или за помощь по дому, это может стать причиной шантажа в будущем;
  • Деньги могут сделать ребенка жадным и завистливым;
  • Детям сложно будет понять истинную цену денег.

Аргументов за и против выдачи карманных денег детям существует много, но истина, как известно, где-то по середине.

Оптимальным возрастом для выдачи карманных денег считается 6 лет . Ребенок в этом возрасте уже способен оценить ситуацию и самостоятельно принимать несложные решения. Прежде, чем осчастливить ребенка первыми карманными деньгами, необходимо доступно разъяснить, как с ними обращаться.

Давать ли деньги за какие-то заслуги?

Многие родители дают ребенку деньги за хорошие оценки в учебе и выполнение каких-то домашних обязанностей. Вознаграждение в денежном эквиваленте является неплохим стимулом хорошо учиться и помогать по дому, но ребенок должен четко понимать, что это его прямые обязанности, и они не должны оплачиваться. В данном случае ребенок растет эгоистом, который даже свои прямые обязанности выполняет исключительно за денежное вознаграждение. Также это отразится и на отношениях родителей с ребенком, и вместо уважения и бескорыстной помощи появится товарно-денежный обмен.

Выделяя деньги ребенку на карманные расходы, нужно быть предельно внимательным. В случае неправильного распоряжения финансами, необходимо объяснить ребенку почему/куда он неправильно потратил деньги, чтобы избежать подобного в будущем. С раннего детства необходимо правильно учить детей распоряжаться деньгами, только так ребенок научится их ценить.

Читать еще:  Сколько стоит свадьба вашей мечты?

Сколько денег давать ребенку?

Когда вы твердо решили, что ребенок достиг того возраста, чтобы самостоятельно распоряжаться деньгами, проведите с ним разъяснительную беседу. Расскажите сколько, зачем и для чего ему будут даваться деньги. Размер денежной суммы зависит от здравого смысла родителей. Но также на количество выделяемых ребенку карманных денег влияют и другие факторы:

  • Возраст и ответственность ребенка;
  • Финансовое положение семьи;
  • Населенный пункт проживания (разумеется, что в мегаполисе цены на порядок выше, чем в периферийных городах).

Критерии выдачи карманных денег:

  • Психологически ребенок готов распоряжаться самостоятельно деньгами уже в первом классе, после того, как научился считать и читать;
  • На карманные расходы должна выделяться определенная сумма в разумных пределах;
  • Детям младшего дошкольного возраста выдавайте деньги один раз в неделю, детям подросткового возраста – раз в месяц;
  • Держите под контролем все финансовые расходы вашего ребенка, чтобы предотвратить запрещенные покупки (табачные, алкогольные и наркотические изделия).

Никогда не рассчитывайте сумму, исходя из:

  • Успеваемости в школе;
  • Помощи по дому;
  • Примерного поведения;
  • Собственного настроения.

Не стоит компенсировать деньгами дефицит вашего внимания к детям. Помните, что выдача карманных денег должна преследовать одну важную цель – воспитание в ребенке финансовой самостоятельности.

Советы родителям:

  • Ребенок должен знать, зачем ему выдаются деньги, на что и как их тратить;
  • Выдаваемая сумма должна быть в разумных пределах и расти по мере взросления ребенка;
  • Установите четкий график выдачи денег ребенку, пускай это будет какой-то конкретный день недели/месяца;
  • Сумма должна быть строго фиксированной. Это научит ребенка распоряжаться ограниченными средствами так, чтоб их хватило на определенное время (научит планировать);
  • В случае отсутствия возможности очередной раз дать деньги, объясните ребенку причину, почему так случилось.

Выдавая ребенку карманные деньги, не стоит четко регламентировать, что он должен купить. Пускай распорядится выделенной суммой самостоятельно. Так он научится распоряжаться собственными средствами целесообразно. Конечно, ребенку сначала придется научиться справляться с множеством соблазнов, отвечать за последствия бессмысленных трат, но в итоге он научится правильно и разумно относится к деньгам и покупкам. Посоветуйте ребенку записывать каждую свою покупку, чтобы потом в конце недели проанализировать свои финансовые расходы и сделать определенные выводы. Это также даст возможность и родителям следить за тратами ребенка. Расскажите, что если копить деньги, то можно насобирать приличную сумму и купить что-то существеннее, то, о чем он давно мечтает. Так он научится экономить и откладывать деньги в копилку, не тратя на бессмысленные покупки. Следите за расходами ребенка мягко, ненавязчиво, с доверием.

Необходимые меры безопасности

  • Проинформируйте ребенка обо всех возможных рисках ношения денег с собой (потеря, кража);
  • Предостерегите ребенка, чтоб не хвастался деньгами ни перед сверстниками, ни перед взрослыми;
  • Подарите ребенку копилку, пускай хранит свои сбережения там, так безопаснее;
  • Приучите держать деньги не в карманах, а в кошельке;
  • Расскажите, что в случае нападения или шантажа лучше отдать деньги, не оказывая сопротивления.

Рекомендуем книгу по теме: Дети и деньги (Автор: Блискавка Евгения Александровна. Скачать можете тут http://moneykids.ru/)

Давать деньги детям однозначно нужно. Иначе как они научатся правильно ими распоряжаться? И при соблюдении всех советов и мер предосторожности, вы воспитаете в ребенке финансовую самостоятельность и привьете ему правильное отношение к денежным средствам.

Читаем также:

Как научить детей грамотно распоряжаться деньгами: советуют эксперты

Поделиться:

С 6 лет дети могут пользоваться дебетовыми картами, привязанными к счёту родителей, а в 14 лет можно иметь уже свой банковский счёт. Как подготовить ребенка к появлению у него собственных денег и как научить ими распоряжаться, рассказывают эксперты по личным финансам.

Читать еще:  Сколько денег россияне тратят на спонтанные покупки?

Член совета по финансовой грамотности при ЦБ РФ, соавтор проекта по финансовому просвещению «Разумный лис»

Эксперт по финансовому просвещению, управляющий активами на рынке ценных бумаг

Эксперт сообщества педагогов по финансовой грамотности БФ Сбербанка «Вклад в будущее»

Выдавать карманные деньги

— Начинать можно с 1 класса школы, потому что в это время дети обычно становятся более самостоятельными, у них появляется желание что-то приобретать. Хорошо, если такие мелкие покупки позволят ребёнку почувствовать свою независимость.

Вдвойне полезно давать карманные деньги ребёнку безналичным способом. Сейчас можно заводить детские карты, и это дополнительный повод объяснить детям, что такое банковские продукты.

Детская карта СберБанка

Детская СберКарта — это продукт, специально предназначенный для детей с 6 до 13 лет. Приложение СберKids, которое загружается при оформлении карты онлайн, научит ребенка контролировать траты и копить. Использование карты безопасно для кошелька родителей: взрослые могут переводить на карту ограниченную сумму карманных расходов, контролировать расходы и настраивать лимиты. Обслуживание и выпуск карты бесплатны.

Отдельное преимущество карт — прозрачность трат без лишних вопросов самому ребёнку. Но лучше постепенно приучать его к самостоятельности и избегать гиперконтроля. На начальном этапе можно проверять операции, а потом — просто ставить лимиты, договариваться, что крупные траты будете обсуждать вместе, и всё больше отпускать контроль по мере взросления ребёнка.

— С учётом того, что наличные почти вышли из оборота, необязательно учить ребёнка обращаться с наличными перед тем, как дать карту. Объяснить практику покупок можно и на примере безналичных денег. Математические подсчёты и правила финансовой безопасности от этого не изменятся.

Сформировать ценность денег

— Первое представление, которое ребёнок должен получить от карманных денег, очень простое, но крайне ценное: «Вот я потратил такую-то сумму. Как её откуда-то снова получить?» Так формируется понимание, что деньги — это всегда ограниченный ресурс.

На начальном этапе знакомства с деньгами ребёнок может до конца не понимать их ценность и просто отдать их кому-то в школе. В такой ситуации родители должны объяснить, что происходит: «Ты отдал деньги, значит, сам уже не сможешь купить то, что хочешь».

Если ребёнок потратил все деньги, а затем просит ещё на школьные обеды, то это удачный момент, чтобы научить ответственности и заодно объяснить концепцию займа. Вы можете сказать: «Хорошо, вот дополнительные деньги. Но мы не планировали их выдавать, так что ты должен будешь постепенно это вернуть».

Желательно оговорить фиксированную сумму, которую ребёнок теперь будет получать регулярно, и на что эти деньги предназначаются. Например, он получит 1000 рублей, из которой 800 уйдёт на школьные обеды, а оставшиеся 200 рублей он сможет тратить, как пожелает. Надо, чтобы у детей в любом случае оставалась часть денег, которую они могут тратить по своему усмотрению.

При этом можно сказать ребёнку, что он может получить ещё 200 рублей за определённые достижения, например в учёбе. Когда мы привязываем денежные вознаграждения к каким-то успехам, это помогает понять, что деньги требуют усилий.

— В дошкольном возрасте тоже надо закладывать важные правила. Например, такое: прежде чем что-то получить — обычно нужно подождать. Показать различие между желаемым и действительно необходимым можно на примере сказок или собственных жизненных ситуаций.

Обратить внимание на нематериальные ценности

— Чтобы научить экономии, важно рассказать о ценности нематериальных ресурсов. Например, объяснить ребёнку, как он может внести вклад в семейный бюджет. Если он помогает родителям дома, на даче, старается не тратить деньги понапрасну — значит, он бережёт здоровье родителей, которым пришлось бы больше работать, и общий семейный кошелёк.

Читать еще:  Даша Борисенко-Орловски

Для обучения экономии стоит поощрять детей в изготовлении открыток или подарков ручной работы. При этом полезно вместе с ребёнком составить список расходов, необходимых для такого хендмейда, и объяснить выгоду: это дешевле и позволяет приобрести новые умения. Обратите внимание детей, как используются такие нематериальные ресурсы, как время, знания и творчество.

Ресурсы на создание открытки

РесурсыОткрытка своими рукамиПокупная открытка
Финансовые80 рублей100 рублей
Материальныеданет
Интеллектуальныеданет
Творческиеданет
Трудовыеданет
Временные30 мин5 мин
ИтогоЗадействует ресурсы, развивая навыки ребенкаИспользуются финансовые ресурсы, но не приобретается знаний

Научить копить

— Если ребёнок хочет новую игру или смартфон — это отличный повод научить его собирать нужную сумму. И даже если карманные расходы не так велики, чтобы он сам накопил полную сумму, к крупным покупкам его можно привлекать хотя бы частично.

Вы всегда можете сказать: «Велосипед стоит 15 тысяч рублей, так что давай ты будешь откладывать часть карманных денег и накопишь 5 тысяч, тогда мы дадим тебе ещё 10». Таким образом ребенок поймет, что может копить на большие покупки самостоятельно.

Бывает так, что ребёнок не справляется с соблазном потратить все деньги. Если у него пока не получается копить самостоятельно, вы можете вместе сделать копилку и откладывать туда по 10% от каждой суммы карманных расходов. А потом вместе радостно её открыть.

После первой крупной покупки на накопленные деньги у ребёнка появляется новый опыт, который учит его, что самоограничение может принести большую награду. Во взрослой жизни гораздо труднее приучать себя копить.

А если с первого-второго класса ты привык постоянно копить, если есть радостные детские воспоминания о покупке велосипеда, то уже не испытываешь внутренней боли от того, что надо откладывать часть денег.

Поощрять предпринимательские идеи

— Когда ребёнок впервые сталкивается с нехваткой денег, его могут посетить предпринимательские идеи о том, как получить деньги или полезные вещи от других детей и знакомых.

Такие идеи нужно обсуждать и поддерживать, если они не переходят разумные границы. Вы всегда можете вместе подумать, как ребёнок мог быть заработать деньги самостоятельно. Понятно, что детский труд по закону запрещён, поэтому речь идёт о небольших школьных проектах и обменах.

Заставлять заниматься предпринимательством ребёнка не нужно. Желание быть предпринимателем появляется далеко не у всех.

Рассказывать обо всех расходах семьи

— Ребёнок до подросткового возраста может не понимать, что некоторые бытовые вещи, которые он воспринимает как данность, тоже стоят денег. Например, свет в квартире, вода и другие жилищно-коммунальные блага. Об этом тоже можно говорить с детьми, когда они становятся старше: «Ага, месяц закончился, теперь нам надо заплатить за электричество и воду».

Когда вы проговариваете такие бытовые ситуации вслух, подросток узнаёт, что такой раздел расходов тоже есть. Так вы готовите его ко взрослой жизни, в которой нужно будет арендовать квартиру, платить за ЖКХ, решать другие бытовые проблемы.

Резюме: набор финансовых навыков по этапам взросления

— Задача взрослых — проконтролировать, чтобы на каждом этапе взросления ребёнок освоил необходимый набор знаний и навыков в сфере финансовой грамотности.

Вот примерный порядок.

В дошкольном возрасте ребёнок может учиться пользоваться банковской картой и наличными с помощью родителей, делать мелкие покупки, хранить деньги и карту, копить наличные.

В младшей школе — самостоятельно оплачивать мелкие покупки, проезд в транспорте, покупать подарки, ходить в магазин и делать интернет-заказы вместе с родителями, копить.

В средней школе (5–9 классы) — совершать любые покупки без помощи родителей, кроме крупных, планировать траты, экономить, активно пользоваться скидками.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector